Попов Артем Олегович

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Специальности: 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (макроэкономика)

08.00.13 – Математические и инструментальные методы экономики (инструментальные средства)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва 2008

Научные результаты, полученные лично автором, обладающие научной новизной, содержащие приращение научных знаний в исследуемой области, заключаются в следующем:

По специальности 08.05.05 – Экономика и управление народным хозяйством (макроэкономика)

• На основе исследования понятия «информационное общество» дана его авторская формулировка, которая определяет «информационное общество» как общество, в котором качество жизни так же как перспективы социальных изменений и экономического развития в возрастающей степени зависят от информации и ее эксплуатации. В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания»; (с. 20)

 

• Сформулированы основные характеристики информационного общества, которые определяются: сетевой природой экономики страны и ее интеграцией в современную глобальную экономику; международной конкурентоспособностью страны; инновационной системой страны, в которой значительную роль играет государство; технологическим развитием страны; наличием гражданских институтов, которые необходимы для регулирования и развития новых отношений, связанных с переходом к информационному обществу; комплексным показателем развития; открытостью экономики; (с. 22)

 

• Систематизированы инструменты государственного регулирования, среди которых выделены следующие группы: правовое, нормативное и информационное обеспечение; инфраструктурное обеспечение; инструменты по регулированию рынка продукции; инструменты по прогнозированию, программированию и планированию; ценовое регулирование; финансовые методы; денежно- кредитные методы; (с. 37 рис. 1.3)

 

• Разработаны предложения по совершенствованию системы государственного регулирования в условиях информационного общества, которые включают: изменение стиля и методов работы правительства на основе информационных технологий и электронного управления; формирование лидерства для успешного функционирования электронного правительства; обеспечение бесперебойного оказания правительственных услуг в целях межорганизационной интеграции; развитие системы повышения профессионализма менеджеров для создания электронного правительства; использование государственно-частного партнерства в электронном правительстве; применение мониторинга и оценки; (с. 159-163)

 

08.05.13 – Математические и инструментальные методы экономики (инструментальные средства)

 

• Проанализирован международный опыт государственного регулирования в условиях информационного общества. Выявлены общие проблемы государственного регулирования: 1) рост совокупности занятости и расходов на заработную плату в

государственном секторе; 2) неэффективность денежных стимулов, слабая мотивация труда госслужащих; 3) протекционизм, коррупция и низкий уровень общественного доверия к чиновникам; 4) неспособность госаппарата реагировать на изменения общественных приоритетов; 5) операционная неэффективность госаппарата и низкое качество государственных услуг; 6) нехватка квалифицированного персонала в регионах с ограниченными человеческими ресурсами; (с. 51)

 

• Проанализированы итоги реализации Федеральной Целевой Программы «Электронная Россия», которые показывают что, при реализации программы существуют следующие проблемы: неоправданно высокие затраты; неоправданно длительный срок выполнения; низкая эффективность использования бюджетных средств; высокая степень проектных рисков; низкая степень масштабируемости и интеграции систем; несогласованность стандартов и законодательства; (с. 115)

 

• Определена структура информационно-коммуникационных технологий отрасли, включающая: производство оборудования; программное обеспечение; услуги в области информационных технологий – интегрированный проект (поставка оборудования, консалтинг, программное обеспечение, интеграция, сертификация, поддержка); услуги в области телекоммуникаций; (с. 27 рис.1.1)

 

• Рассчитан экономический эффект от использования электронного правительства в системе государственного регулирования. Его анализ показал, что это приведет: 1) к снижению стоимости приобретаемых ресурсов при внедрении электронных государственных закупок, что позволяет уменьшить соответствующие затраты в 1,5-4 раза; 2) к снижению транзакционных издержек на 25—75%; 3) к снижению трудозатрат органов государственной власти на организацию обмена информацией на межведомственном уровне до 50 процентов; 4) к получению ежегодной экономии до 10 млрд. рублей; от внедрения «одного окна», на основе ИКТ; 5) к повышению спроса на ИКТ со стороны органов государственной власти и как следствие росту отечественного производства до 10 процентов в год за счет повышения готовности и мотивации работников органов государственной власти к использованию современных ИКТ в своей деятельности; (с. 162-165)