АДАМЬЯНЦ Тамара Завеновна

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЯ В СОЦИАЛЬНОМ

ПРОЕКТИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ

Специальность 22.00.08 - Социология управления

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук

Москва 1998

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, научная новизна состоят в следующем:

1. Впервые при изучении телекоммуникационных процессов предметом качественного анализа стали социально значимые особенности "образов мира", складывающихся под влиянием восприятия информационных, информационно-аналитических и общественно-политических телепрограмм; при этом выявились существенные для этого процесса социоментальные доминанты, связанные не столько с принадлежностью людей к тем или иным социально-демографическим и социально-профессиональным группам, сколько с особенностями индивидуального восприятия и интерпретации телепередач людьми, остающимися наедине с телеэкраном.

2.Впервые удалось осуществить серию социально-диагностических исследований применительно к телевидению, в результате чего экспериментально подтверждена возможность прослеживания социального последействия телепередач, связанного с интеграцией "атомарных" образов среды в "картины мира" разных социоментальных групп.

3.Предложен новый способ системного осмысления телевещательного процесса, впервые использующий для этого парадигму семиосоциопсихологической теории социальной коммуникации как текстовой деятельности и методологические принципы прогнозного социального проектирования (Т.М.Дридзе). В рамках этого подхода прослежены социально значимые последствия функционирования различных видов телевизионной коммуникации: диалогической, псевдокомадуникации и квазикоммуникации.

Впервые разработанный в семиосоцио-психологии метод мотивационно-целевого (интенционального) анализа текстов к социоментальной дифференциации аудитории используется применительно к изучению эффективности телекоммуникации. При этом область эффективности этого метода значительно расширена за счет качественной оценки с его помощью социальных последействий телеобщенмя, а также его использования для получения и объяснения результатов рейтинговых обследований телепередач и их ведущих, для работы над имиджем и т. п.

Развито представление о социально-проектном (конструирующем образ мира) подходе, связанном с изучением способа интерпретации в телеаудитории коммуникативных намерений авторов и ведущих телепередач.

4. Впервые удалось выделить в телеаудитории социоментальные группы в зависимости от меры адекватности интерпретирования коммуникативных интенций авторов и телеведущих, а также обозначить границы и охарактеризовать особенности восприятия представителями этих групп информационных и информационно-аналитических телепередач с интенцией нейтральности, а также общественно-политических телепередач - с интенцией влияния на поведение телезрителей.

5.Впервые прослежены особенности "картин мира", возникающих в восприятии разных социоментапьных групп телезрителей при встрече с широко распространенной в телевещании "интенцией воздействия" и, в частности, с ее модификацией - интенцией "все вокруг плохо". Прослежены и "картины мира", складывающиеся у представителей разных социоментальных групп при встрече с интенцией "гипертрофированной нейтральности", а также с "непроявленными" интенциями. Впервые были прослежены особенности отношения аудитории к выделенным автором личностным интенциям телеобщения, в том числе к "интенциям самовыражения и самопроявления" человека на экране.

6.Впервые разработана методика работы над имиджем, основанная на комплексном использовании методов шкалирования и мотивационно-целевого (интенционального) подхода к изучению восприятия, при котором прослеживается социальное последействие общения,

7.Впервые (на основе семиосоциопсихологического подхода) обозначены критерии эффективного телеобщения, которые целесообразно учитывать при проектировании информационной среды,

8.Впервые представлена типология интенций телеобщения, в том числе - личностных интенций "самовыражения и самопроявления", влияющих на восприятие экранного образа и на отношение к нему телезрителей.

Положения, выносимые на защиту:

1.Поскольку телевидение приходит не к безликой массе людей, но к каждому отдельному телезрителю, и тем самым "атомизирует" общество, на первый план выдвигается социальная целесообразность качественных исследований телевещательного процесса. Тем самым создаются предпосылки для проектирования телевизионной информационной среды, от которой зависит качество жизни современного человека.

2.Телевидение, используя приемы "созидающей визуализации" [Гавайи Шакти, 1994], а также способность человеческого сознания синтезировать образ окружающего мира из пережитых впечатлений, воспоминаний и ожиданий [Гуссерль, 1994], конструирует "текстовую реальность" [Дридзе, 1984, 1996], с которой он сталкивается повседневно и которая замещает собой подлинную действительность. При этом коммуникативные интенции телеобщения трансформируются в сознании людей, влияя на интегрирированный образ жизненной среды, складывающийся в представлении телезрителей.

Интенции, ориентированные на диалог, взаимопонимание, формируют рационально-критическое видение мира, способствуют возникновению смыслового контакта телезрителей с человеком на экране, при котором уменьшается разрыв между субъектом и объектом информационных воздействий. Интенции, в основе которых нет ориентации на диалог, несут людям, интерпретирующим передачи частично адекватно или неадекватно, стереотипизированное представление о мире. Нередко при этом окружающий мир ощущается ими как враждебный либо - как окрашенный в тревожные тона.

3.Восприятие в телевизионной аудитории различается в зависимости от интерпретационных навыков и коммуникативных стратегий реципиентов. Сочетание этих признаков позволило выделить в аудитории несколько социоментальных групп, частично совпадающих по своим характеристикам с семиосоциопсихоло-гическими (семиотическими) группами Дридзе. Диалогические формы общения возможны лишь при сформированности умений и навыков адекватного интерпретирования телепередач в сочетании с позитивной коммуникативной установкой телезрителя на конструктивный диалог.

4.Особенности звуко-зрительного восприятия привнесли специфические для телевещания эмоционально-установочные грани в процессы транслирования и интерпретации коммуникативных интенций. К числу специфических, влияющих на эмоциональное восприятие увиденного и моделирование действительного контекста жизни, относится интенция гипертрофированной нейтральности, изначапьно не ориентированная на диалог со зрителем. При встрече с этой интенцией устойчивое адекватное восприятие обнаруживает незначительная часть телезрителей. Для большинства же - образ мира оказывается фрагментарным, непонятным.

5.Коммуникативные стратегии телеканалов и телезрителей, особенно адекватно воспринимающей группы, в настоящее время часто не совпадают. Информационная среда формируется

a.телевидением без учета зрительских реакций, интересов и предпочтений, без изучения и тем более проектирования социального последействия. В результате телекоммуникация отнюдь не всегда способствует стабилизации и оздоровлению интеллектуальной и соцмокультурнои среды. Так, традиционная для СМИ интенция воздействия вызывает раздражение у тех зрителей, кто ее "считывает". Зрители, не сумевшие "прорваться" за "маску сфинкса" в тех передачах, где превалирует интенция нейтральности, как правило, остаются передачей недовольны, а образ человека на экране чаще оценивают негативно.

бозунг "свободы печати", возникший в эпоху Просвещения, сегодня недостаточен - его следует дополнить лозунгом "открытости коммуникаций", "открытости и прозрачности интенций" - это требование времени, условие прогресса и выживания стабильных социумов, массового перехода на новый уровень сознания, при котором "образ мира" оказывается целостным, по воспринимаемым рационально-критически.

7.Эффективный анализ качества одной из важнейших составляющих жизненной среды человека - информационно-символической - оказывается возможным в русле экоантропоцентрической концепции социального познания и семиосоциопсихологического подхода к анализу последействия телевещательного процесса. Человеко-средовая ориентация семиосоциопсихологической теории коммуникации и разработанные в ее рамках модели и методы позволяют изучать и проектировать воспринимаемый образ названной среды. Метод мотивационно-целевого (интенционального) анализа эффективен применительно как к установлению обратной связи с телеаудиторией, так и к изучению социального последействия телепередач.

8.Результаты проведенных автором исследований свидетельствуют о том, что интенсивная информатизация всех сторон социокультурной жизни общества требует расширения пространства использования методологий качественного научного анализа при решении крупных научных проблем, связанных со средоформирующей ролью новых коммуникационных технологий электронного типа.

Практическая значимость работы определяется методическими, социально-диагностическими, социально-проектными и обучающими возможностями, связанными с использованием в телерадиовещании экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигм: для изучения и проектирования социального последействия телепередач а, соответственно, и информационной среды, которая создается в результате функционирования телеканалов. Это открывает новые возможности для работы над имиджем каналов, программ, отдельных телепередач и вообще - человека на экране. Метод мотивационно-целевого (интенционального) анализа, как в отдельности, так и в комплексе с другими методами изучения телевещательного процесса, может быть использован как эффективный инструмент формирования здоровой социокультурной атмосферы! посредством приемов диалогического общения.