ПУТИЛОВА Елена Александровна
ИНТЕРНЕТ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Специальность: 22.00.04 – социальная структура,
социальные институты и процессы
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук
Тюмень – 2004
Научная новизна диссертационного исследования:
1) Определена взаимосвязь между развитием сети Интернет и становлением информационного общества как нового этапа развития человеческой цивилизации.
2) Уточнено понятие «среда сети Интернет» как многокомпонентной структуры и социологическое содержание понятий «аудитория Интернет»,
«Интернет-сообщество», формирование которых является результатом развития и распространения сети Интернет.
3) Определены основные социальные свойства и возможности сети Интернет.
4) Выявлены особенности формирования сети Интернет в г.Тюмени.
Положения, выносимые на защиту, заключаются в следующем:
1) Информационное общество представляет собой новый этап развития человеческой цивилизации, характеризующейся, в первую очередь, высокой скоростью коммуникационных процессов, которая обеспечивается наукоемкими, высокотехнологичными средствами – микропроцессорными технологиями и сетью Интернет. Распространение Интернет-технологий на все сферы жизнедеятельности индивидов и социальных групп становится одним из определяющих факторов социально-экономического развития общества, проявляющееся в формировании аудитории Интернет; развитии Интернет-сообществ; становлении сетевой экономики и развитии электронной коммерции; появлении новых видов девиантного поведения, в форме различных проявлений хакерства. Сеть Интернет является средством многократного увеличения возможности и скорости осуществления коммуникаций, решающих главную проблему информационного общества, заключающуюся в генерации, обработке, передаче постоянного потока и огромного массива информации, которая становится главным общественным
ресурсом. В условиях становления информационного общества сеть Интернет выполняет функцию интеграции человечества через вытеснение непосредственного человеческого общения искусственными формами социальной коммуникации, приводящими к изменению повседневного социального взаимодействия индивидов и социальных групп, опосредованное общение которых осуществляется посредством сети Интернет.
2) Среда Интернет – это совокупность технических, функциональных, информационных, социальных, экономических, юридических компонентов, обеспечивающих существование, формирование и деятельность индивидуальных и групповых пользователей, составляющих аудиторию Интернет.
3) Формирование «аудитории Интернет», «Интернет-сообществ» является важнейшим результатом развития и распространения сети Интернет. Аудитория Интернет - это неоднородная социальная общность, объединенная опосредованным взаимодействием посредством сети Интернет. Интернет-сообщество - это относительно неустойчивая совокупность людей, взаимодействующих посредством системы Интернет-коммуникаций, обеспечиваемых службами сети Интернет, обладающих общностью интересов, осуществляющих совместную деятельность в виртуальном пространстве.
4) В Рунет отсутствуют четко структурированные сообщества, что определяется принципом строящихся взаимодействий, свободы вступления и выхода из состава сообщества, свободой выбора времени и объема участия в коммуникационных процессах, не предполагающей наличия строго формализованной организации. Однако неформальная структура существует, способствуя выбору направлений, корректировке или завершению взаимодействия членов виртуального сообщества, являясь структурой предпочтений или структурой коммуникаций. Сводится к минимуму возможность появления структуры власти, что связано с практическим
отсутствием социального контроля в Интернет-сообществе.
5) По результатам проведенного исследования 350 российских Интернет-сообществ выявлено, что средняя продолжительность жизнедеятельности российских Интернет-сообществ составляет 3,5-4 года. К факторам, способствующим продлению жизнедеятельности Интернет-сообществ относятся: систематичность и постоянство обновления информационной составляющей сайта; возможность быстрого просмотра/загрузки страниц сайта; организация своевременной обратной связи; удобство и эффективность системы навигации; реализация гипертекстовой системы; своевременная корректировка и инициирование обсуждаемых тематик на основе актуализации потребностей членов Интернет-сообщества.
6) Анализ результатов проведенного социологического исследования позволил выделить следующие особенности формирования сети Интернет г.Тюмени: первый опыт посещения Интернет, приобретения навыка и осознание необходимости работы с новыми коммуникационными технологиями появляется в процессе учебной, профессиональной деятельности пользователей сети г.Тюмени; преобладание выходов в сеть Интернет жителями г.Тюмени с компьютера на рабочем месте, что обусловлено техническими, экономическими, психологическими и социальными причинами; среди пользователей сети города преобладают мужчины, составляющие 66%, причем, с увеличением активности аудитории доля мужчин в ее составе увеличивается почти до 80%; средний возраст пользователей составляет 31 год; темпы роста предложения услуг Интернет при неуклонном повышении их качества опережают темпы роста аудитории
Интернет вследствие насыщенности рынка Интернет в г.Тюмени (чрезмерным количеством провайдерских организаций); бурный рост городских web-ресурсов вследствие упрощения процедуры размещения информации в сети Интернет, снижения стоимости регистрации сайтов, снижение тарифов доступа на городские страницы провайдерскими организациями города.
7) Система Интернет г.Тюмени представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов: технологических (количество хостов, инфраструктуру провайдерских организаций и т.п.), ресурсных или информационных (информационную насыщенность сети Интернет), социальных (Интернет-аудиторию и Интернет-сообщества).