Наумов Виктор Борисович

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

ИНФОРМАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

 Специальность 12.00.14 – административное право, финансовое право,

информационное право

 А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

 Екатеринбург - 2003

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней впервые комплексно рассмотрены отношения, связанные с распространением информации в сети Интернет в свете обеспечения защиты прав граждан на информацию и обеспечения свободы доступа к информации.

Автор раскрывает особенности регулирования исследуемых правоотношений, обращая внимание на то, что сам доступ пользователей к информационным ресурсам (сайтам) в сети Интернет порождает вторичное распространение информации, которая может быть использована для идентификации пользователей, что подлежит регулированию в рамках института персональных данных.

Впервые в России на диссертационном уровне проанализированы правовые аспекты несанкционированных почтовых рассылок (спама), сформулированы и рассмотрены проблемы распространения информации органами судебной власти и использования в их деятельности электронного документооборота, базирующегося на возможностях сети Интернет.

Выдвинуты предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере распространения информации в сети Интернет, защиты прав граждан, оказания услуг с использованием сети Интернет, а также по созданию нормативной базы, предназначенной для использования электронной почты в деятельности органов судебной власти.

Отдельно в диссертационной работе изучены вопросы саморегулирования отношений при распространении информации в сети Интернет, проблема определения правового статуса информационных провайдеров, способствующих распространению информации, и выявлены преимущества использования механизмов саморегуляции для защиты интересов субъектов информационных правоотношений.

 

На защиту выносятся следующие основные выводы и положения диссертационного исследования:

1.       Законодательство Российской Федерации в сфере распространения массовой информации и защиты персональных данных не соответствует динамике развития и особенностям информационных отношений, складывающихся в результате создания и использования ресурсов (сайтов) в сети Интернет. Имеющиеся в нем коллизии и пробелы не позволяют должным образом защищать интересы личности, общества и государства.

2.       Сайт в сети Интернет не является средством массовой информации, поскольку существующие нормы законодательства о средствах массовой информации ориентированы на печатные издания.

3.       Информационные провайдеры в сети Интернет, в силу наличия организационно-технических возможностей влияния на правоотношения, должны иметь особый правовой статус.

4.       В качестве правового механизма, направленного на защиту интересов личности, общества и государства в сети Интернет, предлагается закрепить в договорной практике информационных провайдеров правила размещения и распространения массовой информации пользователями их услуг, правила получения и предварительного рассмотрения жалоб о нарушении законодательства при распространении массовой информации и предусмотреть на уровне договорных отношений возможность документирования и последующего оперативного удаления или ограничения доступа к информации с фиксацией противозаконного или спорного содержания.

5.       Однозначное отнесение сведений о пользователе и его компьютерном аппаратно-программном обеспечении к персональным данным невозможно. Действующее законодательство не позволяет определить, предполагает ли обращение пользователя к информационному ресурсу или системе его согласие на сбор персональных данных. Для устранения указанных проблем предлагается изменить действующее законодательство с учетом Модельного закона стран СНГ "О персональных данных", а также обязать владельцев информационных ресурсов и систем и информационных провайдеров информировать пользователей о характере информационных процессов по сбору и использованию персональных данных и в обязательном порядке испрашивать предварительное разрешение пользователя на сбор и использование персональных данных.

6.       В государственном правовом регулировании отношений в сфере информации следует опираться на возможности и роль саморегуляции, использование которой показывает (например, на Западе) весьма удовлетворительные результаты. Следует разработать и внедрить систему добровольной сертификации ресурсов в сети Интернет и соответствующего программного обеспечения с экспертизой соблюдения неприкосновенности частной жизни.

7.       Оператор связи имеет техническую возможность защищать пользователей от несанкицонированных почтовых рассылок и вредоносных программ и обязан информировать пользователей о собственной политике и действиях в отношении спама. Договорная база операторов связи и действующее законодательство о связи должно быть дополнено нормами, запрещающими фальсификацию сведений об отправителе электронной почты и регламентирующими хранение технической информации, предназначенной для выяснения наличия факта и характера почтовых рассылок.

8.       В связи с тем, что большинство незапрашиваемых писем и адресуемых российским пользователям, приходит из-за рубежа, необходимо участие России в разработке и последующем заключении соответствующих международных соглашений, регулирующих распространение спама и массовой информации в сети Интернет.

9.       Предусмотренный в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации электронный документооборот характеризуется как односторонний, в силу отсутствия возможности направления в адрес суда информации лицами, участвующими в деле, по собственной инициативе. Возможности использования электронного документооборота Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации еще в большей степени  ограничены, что на практике может привести к невозможности его организации в принципе. Утверждается, что использование электронной почты в судебном процессе возможно только при согласии лиц, участвующим в нем, выраженном в предоставлении суду в письменной форме адреса электронной почты. При этом соответствующее лицо должно осознавать процессуальные последствия осуществляемых им действий и фактически возлагать на себя обязательство читать и использовать электронную почту.

10.     В силу новизны использования электронной почты в судебном процессе и для придания электронному документообороту единообразия судебным органам предлагается разработать и принять специальные регламенты работы с электронной почтой, определяющие правовой статус последней, права и обязанности участников процесса по ее использованию. Особую роль при организации электронного документооборота посредством электронной почты будут играть оказывающие услуги электронной почты операторы связи, информация которых должна использоваться при выяснении обстоятельств, связанных с институтом надлежащего извещения лиц.