Горшкова Людмила Вячеславовна
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧАСТНОПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
12.00.03. - гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук
Москва - 2005
Научная новизна диссертационной работы состоит во впервые проведенном комплексном исследовании частноправовых отношений международного характера, реализуемых в сети Интернет, как объекта регулирования международного частного права, и представлена в сформулированных положениях, выносимых на защиту:
1. Юридические предписания, касающиеся сети Интернет, не обусловливают появление специального правового отраслевого образования. В силу неоднородного характера отношений, реализующихся в сети Интернет, данные отношения являются объектом правового регулирования норм международного права и норм различных отраслей национального права, включая международное частное право.
2. Наличие иностранных характеристик может быть легко выявлено в любом правоотношении в сети Интернет при отсутствии связи данного отношения с правопорядками разных государств. Данное обстоятельство является дополнительным подтверждением аргументации, основанной на общетеоретическом постулате, трактующем состав правоотношения (субъект, объект, субъективное право, субъективная обязанность), который не предусматривает в его структуре присутствия каких-либо иных составляющих, в том числе «иностранного элемента». В силу недостаточности фактического наличия иностранного элемента в отношении, существующем в сети Интернет, при постановке вопроса о выборе применимого права необходимо руководствоваться анализом юридического факта как основания возникновения правоотношения международного характера, которому право двух или более государств придает юридическое значение.
3. Отождествление трансграничного частноправового отношения, складывающегося в сети Интернет, с частноправовым отношением международного характера не является правомерным, поскольку не все правоотношения в сети Интернет являются объектом регулирования международного частного права. Это обусловлено тем, что технические и юридические особенности сети Интернет предоставляют возможность для неограниченного числа пользователей осуществлять взаимодействие, вне зависимости от государственных границ.
4. Территориальный критерий о «местонахождении коммерческих предприятий сторон в разных государствах» (даже с учетом его трактовки в новейших международных соглашениях - Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Конвенции о международном финансовом лизинге 1998 г., Кейптаунской конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования 2001 г. и др.), для квалификации сделки в качестве внешнеэкономической не является удовлетворительным применительно к сделкам, заключаемым в сети Интернет. Возможность осуществления коммерческих операций в сети Интернет без устойчивой связи с территорией государства обусловливает необходимость применения субсидиарного критерия государственной принадлежности сторон.
5. Универсальность доступа к Интернету и глобальный характер сети Интернет обусловливают необходимость пересмотра распространенных ныне критериев установления международной юрисдикции в отношении споров, вытекающих из частноправовых отношений в сети Интернет. При рассмотрении споров, возникающих из правоотношений в сети Интернет, наряду с распространенными правилами определения международной юрисдикции (правилами места нахождения имущества, места причинения вреда, места нахождения), в качестве основного правила предлагается использовать принцип наличия тесной связи отношения с правопорядком государства.
6. В условиях неограниченного доступа к имеющимся ресурсам в сети Интернет критерий установления международной юрисдикции на основании размещения информации в Интернете не является приемлемым. Более соответствующим искомым целям могут служить правила, определяющие юрисдикцию национальных судов, основанные на разграничении ресурсов в сети Интернет на пассивные и активные. Активные ресурсы, посредством которых субъект осуществляет свою деятельность, целенаправленно ориентированную на определенную территорию государства, следует рассматривать как основание установления международной юрисдикции. Пассивные ресурсы, характеризуемые простым размещением информации, не могут рассматриваться в качестве основания установления международной юрисдикции.