БЫЧКОВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА

УСИЛЕНИЕ РОЛИ ГОСУДАРСТВА В ПЕРИОД РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ (НА

ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО СЕКТОРА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ)

Специальность 22.00.03 - "Экономическая социология и демография"

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата

социологических наук

Москва 2002

 

Научная новизна работы отражена в следующих положениях:

1) Осуществлены анализ и классификация теоретических подходов к исследованию рыночных реформ в постсоветской России. Выделены три концепции, объясняющие результаты политики реформ, - акторная, структурная и государственно-ориентированная (Глава 1,§1.1).

2) Выделены две основные модели поведения государства в процессе реформ – модель "слабого государства" (реформы как распределение государственных ресурсов среди заинтересованных групп) и "консолидирующегося государства" (реформы как потеря и

восстановление экономической власти государства) (Глава I, § 1.2).

3) Представлено описание политики реформ в российском секторе телекоммуникаций как процесса первоначальной деградации и последующей консолидации способности государства к регулированию рынка телекоммуникаций – его возможности контролировать организацию деятельности рыночных агентов и противостоять давлению

отдельных групп интересов (Минсвязи, региональных операторов, местных администраций и т.д.) (Глава 3).

4) Определены основные способы и меры консолидации способности государства, позволившие с середины 1990-х гг. начать восстановление "потерянной власти" федеральных органов управления в этом секторе. К ним относятся:

Организационный способ – установление власти "Связьинвеста" над дочерними предприятиями в регионах. Меры: представители холдинга в региональных ОАО "Электросвязь"; право закупок оборудования для региональных отделений; законодательные меры по разграничению полномочий федеральных и местных органов

управления в секторе;

Экономический способ – установление контроля "Связьинвеста" над финансовыми аспектами работы сектора. Меры: единая система регистрации операций с акциями и аудиторской проверки для региональных отделений; централизация инвестиционных потоков и разрозненных операций с акциями;

Политический способ - упразднение влиятельных отраслевых агентов или снижение

их статуса в формальной бюрократической иерархии. Меры: упразднение Минсвязи и

создание Госкомсвязи. Реализация организационного способа способствовала  формированию способности государства к организации контроля над выполнением правил "лицензирования" и "сертификации", экономического способа – становлению

способности к организации контроля над финансовыми операциями; политического

способа - становлению политической способности государства (Глава 3, §3.6).

5) Показаны основные этапы эволюции экономической власти российского государства в процессе реформ на примере сектора телекоммуникаций. Выделены семь этапов: отделение от СССР и оформление прав собственности (1990-1992); приватизация предприятий связи; оформление их статуса как ОАО (1992-1995); создание ОАО "Связьинвеста" и первая попытка его приватизации (1994-1995); передача контроля над

собственностью в регионах и отдельных сегментах рынка (1994-1996); восстановление

утерянного контроля федеральных органов над сектором (1996-1998); вторая попытка

приватизации "Связьинвеста" (1997); дальнейшие меры усиления власти (1998-2001)

(Глава 3, §3.3-3.8).