БЫЧКОВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА
УСИЛЕНИЕ РОЛИ ГОСУДАРСТВА В ПЕРИОД РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ (НА
ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО СЕКТОРА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ)
Специальность 22.00.03 - "Экономическая социология и демография"
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата
социологических наук
Москва 2002
Научная новизна работы отражена в следующих положениях:
1) Осуществлены анализ и классификация теоретических подходов к исследованию рыночных реформ в постсоветской России. Выделены три концепции, объясняющие результаты политики реформ, - акторная, структурная и государственно-ориентированная (Глава 1,§1.1).
2) Выделены две основные модели поведения государства в процессе реформ – модель "слабого государства" (реформы как распределение государственных ресурсов среди заинтересованных групп) и "консолидирующегося государства" (реформы как потеря и
восстановление экономической власти государства) (Глава I, § 1.2).
3) Представлено описание политики реформ в российском секторе телекоммуникаций как процесса первоначальной деградации и последующей консолидации способности государства к регулированию рынка телекоммуникаций – его возможности контролировать организацию деятельности рыночных агентов и противостоять давлению
отдельных групп интересов (Минсвязи, региональных операторов, местных администраций и т.д.) (Глава 3).
4) Определены основные способы и меры консолидации способности государства, позволившие с середины 1990-х гг. начать восстановление "потерянной власти" федеральных органов управления в этом секторе. К ним относятся:
• Организационный способ – установление власти "Связьинвеста" над дочерними предприятиями в регионах. Меры: представители холдинга в региональных ОАО "Электросвязь"; право закупок оборудования для региональных отделений; законодательные меры по разграничению полномочий федеральных и местных органов
управления в секторе;
• Экономический способ – установление контроля "Связьинвеста" над финансовыми аспектами работы сектора. Меры: единая система регистрации операций с акциями и аудиторской проверки для региональных отделений; централизация инвестиционных потоков и разрозненных операций с акциями;
• Политический способ - упразднение влиятельных отраслевых агентов или снижение
их статуса в формальной бюрократической иерархии. Меры: упразднение Минсвязи и
создание Госкомсвязи. Реализация организационного способа способствовала формированию способности государства к организации контроля над выполнением правил "лицензирования" и "сертификации", экономического способа – становлению
способности к организации контроля над финансовыми операциями; политического
способа - становлению политической способности государства (Глава 3, §3.6).
5) Показаны основные этапы эволюции экономической власти российского государства в процессе реформ на примере сектора телекоммуникаций. Выделены семь этапов: отделение от СССР и оформление прав собственности (1990-1992); приватизация предприятий связи; оформление их статуса как ОАО (1992-1995); создание ОАО "Связьинвеста" и первая попытка его приватизации (1994-1995); передача контроля над
собственностью в регионах и отдельных сегментах рынка (1994-1996); восстановление
утерянного контроля федеральных органов над сектором (1996-1998); вторая попытка
приватизации "Связьинвеста" (1997); дальнейшие меры усиления власти (1998-2001)
(Глава 3, §3.3-3.8).