БЫЧКОВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА
УСИЛЕНИЕ РОЛИ ГОСУДАРСТВА В ПЕРИОД РЫНОЧНЫХ
РЕФОРМ (НА
ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО СЕКТОРА
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ)
Специальность 22.00.03 - "Экономическая социология и
демография"
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата
социологических наук
Москва 2002
Научная новизна работы отражена в следующих положениях:
1) Осуществлены анализ и классификация
теоретических подходов к исследованию рыночных реформ в постсоветской России.
Выделены три концепции, объясняющие результаты политики реформ, - акторная, структурная и государственно-ориентированная (Глава
1,§1.1).
2) Выделены две основные модели поведения государства в процессе
реформ – модель "слабого государства" (реформы как распределение
государственных ресурсов среди заинтересованных групп) и
"консолидирующегося государства" (реформы как потеря и
восстановление экономической власти государства) (Глава
I, § 1.2).
3) Представлено описание политики реформ в российском секторе
телекоммуникаций как процесса первоначальной деградации и последующей
консолидации способности государства к регулированию рынка телекоммуникаций –
его возможности контролировать организацию деятельности рыночных агентов и
противостоять давлению
отдельных групп интересов (Минсвязи, региональных операторов,
местных администраций и т.д.) (Глава 3).
4) Определены основные способы и меры консолидации способности
государства, позволившие с середины 1990-х гг. начать восстановление
"потерянной власти" федеральных органов управления в этом секторе. К
ним относятся:
• Организационный способ –
установление власти "Связьинвеста" над дочерними предприятиями в
регионах. Меры: представители холдинга в региональных ОАО
"Электросвязь"; право закупок оборудования для региональных
отделений; законодательные меры по разграничению полномочий федеральных и
местных органов
управления в секторе;
• Экономический способ
–
установление контроля "Связьинвеста" над финансовыми аспектами работы
сектора. Меры: единая система регистрации операций с акциями и аудиторской
проверки для региональных отделений; централизация инвестиционных потоков и
разрозненных операций с акциями;
• Политический способ -
упразднение влиятельных отраслевых агентов или снижение
их статуса в формальной бюрократической иерархии. Меры:
упразднение Минсвязи и
создание Госкомсвязи. Реализация организационного способа
способствовала формированию способности
государства к организации контроля над выполнением правил
"лицензирования" и "сертификации", экономического
способа – становлению
способности к организации контроля над финансовыми операциями;
политического
способа - становлению политической способности государства (Глава
3, §3.6).
5) Показаны основные этапы эволюции экономической власти
российского государства в процессе реформ на примере сектора телекоммуникаций.
Выделены семь этапов: отделение от СССР и оформление прав собственности
(1990-1992); приватизация предприятий связи; оформление их статуса как ОАО
(1992-1995); создание ОАО "Связьинвеста" и первая попытка его
приватизации (1994-1995); передача контроля над
собственностью в регионах и отдельных сегментах рынка
(1994-1996); восстановление
утерянного контроля федеральных органов над сектором
(1996-1998); вторая попытка
приватизации "Связьинвеста" (1997); дальнейшие меры
усиления власти (1998-2001)
(Глава 3, §3.3-3.8).