Череповский Дмитрий Александрович
Телекоммуникационная система
заочного обучения студентов
инженерного вуза
13.00.08 – теория и методика профессионального образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени
кандидата педагогических наук
Краснодар 2009
Научная новизна исследования:
– обоснованы принципы создания нового методического обеспечения заочной формы обучения на основе телекоммуникационных технологий: адекватности специфике дидактического процесса; когерентности его обучающих блоков (теоретического, экспериментального и задачно-практического) с целью оптимального распределения между ними элементов изучаемых научных теорий; технологичности, ориентирующего на применение на всех этапах обучения современных компьютерных технологий, и развития интеллектуальных и профессиональных умений;
– разработана теоретическая модель телекоммуникационной системы заочного обучения (ТСЗО) студентов инженерного вуза, содержащая модули: обучающий, представленный тремя блоками изложения учебной информации, адаптированными к разным формам освоения учебного материала – теоретической, экспериментальной и задачно-практической; диагностический, контролирующий процесс и результаты теоретического и практического освоения предметного содержания; организационно-нормативный, регламентирующий содержательные и временные характеристики учебного процесса; электронно-справочный, с дополнительным информационным материалом; обратной связи, обеспечивающий дидактическое взаимодействие участников учебного процесса и преподавателей посредством телекоммуникаций;
– обоснованы этапы реализации принципа когерентности обучающих блоков: онтологический (согласование содержания теоретического, экспериментального и задачно-практического блоков ТСЗО), методический (разработка способов и форм представления содержания изучаемых теорий), технологический (трансформация содержания в контент компьютерных учебных материалов для самостоятельной работы студентов заочного отделения, а также разработка форм учебного взаимодействия в дистанционной среде);
– раскрыта специфика дидактического процесса заочной формы обучения на основе использования компьютерных технологий в учебном процессе, отражающаяся в структурировании, концентрации, сгущении, оптимизации учебной информации;
– внедрены в учебный процесс средства дистанционного взаимодействия субъектов заочного обучения (телекоммуникационные проекты, элемент «Wiki» – возможность коллективного редактирования текстов учебных материалов, форум, чат), усиливающие дидактическую эффективность современных программных и компьютерных средств;
– раскрыты основные дидактические единицы разработанной ТСЗО, а также средства их освоения, способствующие переходу заочной формы обучения на качественно новый уровень посредством использования технологий дистанционного профессионального образования.