Череповский Дмитрий Александрович

 Телекоммуникационная система

заочного обучения студентов

инженерного вуза

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук

Краснодар 2009

Научная новизна исследования:

      обоснованы принципы создания нового методического обеспечения заочной формы обучения на основе телекоммуникационных технологий: адекватности специфике дидактического процесса; когерентности его обучающих блоков  (теоретического, экспериментального и  задачно-практического) с целью оптимального распределения между ними элементов изучаемых научных теорий; технологичности, ориентирующего на применение на всех этапах обучения современных компьютерных  технологий, и развития интеллектуальных и профессиональных умений;

      разработана теоретическая модель  телекоммуникационной системы заочного обучения (ТСЗО) студентов инженерного вуза, содержащая модули: обучающий, представленный  тремя  блоками изложения учебной информации, адаптированными к разным формам освоения учебного материала – теоретической, экспериментальной и  задачно-практической; диагностический, контролирующий процесс и результаты теоретического и практического освоения предметного содержания; организационно-нормативный, регламентирующий содержательные и временные характеристики учебного процесса; электронно-справочный, с дополнительным информационным материалом;  обратной связи, обеспечивающий дидактическое взаимодействие участников учебного процесса  и  преподавателей посредством телекоммуникаций;

      обоснованы этапы реализации принципа когерентности обучающих блоков: онтологический (согласование содержания  теоретического, экспериментального и  задачно-практического блоков ТСЗО), методический (разработка способов и форм представления содержания изучаемых теорий), технологический (трансформация содержания в контент компьютерных учебных материалов для самостоятельной работы студентов заочного отделения, а также разработка форм учебного взаимодействия в дистанционной среде);

      раскрыта специфика дидактического процесса заочной формы обучения на основе использования компьютерных технологий в учебном процессе, отражающаяся в структурировании, концентрации, сгущении, оптимизации учебной информации;

      внедрены в учебный процесс средства дистанционного взаимодействия субъектов заочного обучения (телекоммуникационные проекты, элемент «Wiki» – возможность коллективного редактирования текстов учебных материалов, форум, чат), усиливающие дидактическую эффективность современных программных и компьютерных средств;

      раскрыты основные дидактические единицы разработанной ТСЗО, а также средства их освоения, способствующие переходу заочной формы обучения на качественно новый уровень посредством использования технологий дистанционного профессионального образования.