ВОЛКОВ Юрий Викторович

Субъекты

телекоммуникационного права

Специальность 12.00.14 – административное право; финансовое право;

информационное право.

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Екатеринбург 2007

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые на диссертационном уровне исследованы правоотношения в телекоммуникационной сфере (в области использования телеграфа, телефонии, передачи данных, Интернета и пр.) и комплексно изучены нормативные правовые акты в названной сфере. Автором впервые исследованы базовые понятия «телекоммуникационная сфера», «телекоммуникационная деятельность», «телекоммуникационные отношения». Рассмотрено соотношение информационной и телекоммуникационной сфер. Исследовано и сформулировано понятие субъекта телекоммуникационных правоотношений, а также проведена их классификация.

Основные выводы исследования,  выносимые на защиту:

1.Телекоммуникационная сфера представляет собой пространственно-временную область общественных отношений по поводу передачи информации.

Телекоммуникации - область человеческой деятельности, связанная с технологической средой передачи информации в определенном времени и пространстве.

Телекоммуникационная деятельность – специальный вид информационной деятельности, содержанием которой является создание, преобразование и использование телекоммуникационной инфраструктуры, оказание теле­коммуникационных услуг (прием, обработка и передача сообщений по техническим каналам), а также обеспечение лицензирования и контроля в сфере телекоммуникаций.

2.Телекоммуникационное законодательство, источниками формирования которого является Конституция Российской Федерации, международные акты, кодексы, отраслевые и специальные законы и подзаконные акты, имеет комплексный характер и сформировано совокупностью норм, регулирующих общественные отношения в телекоммуникационной сфере по поводу: лицензирования и государственного контроля; создания телекоммуникационных объектов и использованию ресурсов; оказанию телекоммуникационных услуг.

Объединяющей и связующей основой телекоммуникационного законодательства как подотрасли информационного законодательства и подсистемы российского законодательства является телекоммуникационная деятельность.

Телекоммуникационное законодательство не имеет глубокого теоретического обоснования, единой логически связанной структуры и нуждается в систематизации и совершенствовании.

3.Содержание телекоммуникационных правоотношений, близкое по содержанию с информационными, обуславливает тесную связь телекоммуникационного и информационного права, что определяет место телекоммуникационного права  в составе информационного права.

Формирование самостоятельного законодательства, выделение специальных субъектов и объектов правоотношений, выделение принципов и специальных юридических фактов, наличие признаков формирования общей и особенной части, отдельных правовых режимов свидетельствуют о формировании телекоммуникационного права как суботрасли (подотрасли) информационного права.

Телекоммуникационное право как комплексная подотрасль (суботрасль) информационного права представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с созданием, преобразованием и использованием телекоммуникационной инфраструктуры, оказанием теле­коммуникационных услуг (прием, обработка и передача сообщений по техническим каналам), а также обеспечением лицензирования и контроля в сфере телекоммуникаций.

4.Предметом телекоммуникационного права являются общественные отношения между субъектами по поводу: управления и контроля телекоммуникационной сферы;  проектирования строительства и эксплуатации объектов телекоммуникаций и других элементов телекоммуникационной инфраструктуры; предоставления доступа к телекоммуникационным объектам с целью получение услуг по передаче информации.

5.Субъект телекоммуникационных правоотношений – это лица, наделённые правами и обязанностями в зависимости от выполняемой ими функции по государственному регулированию отношений в телекоммуникационной сфере; либо получению разрешения (лицензии) и ресурсов (нумерации сетей, номиналы радиочастот) для телекоммуникационной деятельности с целью приема, обработки и передачи информации; либо получению доступа к телекоммуникационным сетям и ресурсам для получения услуг с этой же целью.

Используемые в ходе исследования критериальные признаки позволяют классифицировать множество субъектов телекоммуникационной сферы на три их основные группы:

государство в лице различных органов;

операторы связи, т.е. специальные субъекты, для которых телекоммуникационная деятельность, является основным видом деятельности;

абоненты связи.

6.Государство в лице различных органов как субъект в телекоммуникационной сфере занимает особое (уникальное) место среди участников телекоммуникационных правоотношений. Оно выступает в качестве регулятора названных общественных отношений, специального субъекта - оператора связи и абонента.

7.Оператор связи как субъект обладает специальными правами  и обязанностями, он управляет телекоммуникационным оборудованием и ресурсами, осуществляет  информационный обмен  (прием, обработку, хранение и передачу информации). 

8.Абонентом является субъект телекоммуникационных правоотношений в телекоммуникационной сфере, который удовлетворяет свои личные либо корпоративные информационные потребности, используя доступ к телекоммуникационной инфраструктуре и ресурсам на временной и платной основе.

9.Совершенствование телекоммуникационного законодательства необходимо путем выделения и формирование специального отраслевого законодательства, в том числе, федерального базового закона (кодекса) «О телекоммуникациях» и отдельных федеральных законов «О радиочастотном спектре», «О ресурсе нумерации», «О телекоммуникационных услугах», «О спутниковой связи».

В законодательстве необходимо реализовать принцип информационного нейтралитета телекоммуникаций, обеспечивающего неприкосновенность частной жизни.

10.Приоритеным направлением совершенствования телекоммуникационного законодательства должно стать научно обоснованное формирование понятийного аппарата, гибкого механизма процедуры лицензирования и оказания телекоммуникационных услуг, правового статуса основных субъектов телекоммуникационного права, а также повышение их ответственности.