СОРОКИН  Даниил       Викторович

 

Проблемы  правового  обеспечения  информационной  безопасности  России  в условиях  глобализации  информационного пространства

Специальность  12.00.14. –

Административное право; Финансовое право;

Информационное право

Автореферат  диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

 

Санкт-Петербург 2006

Основные научные положения, выносимые на защиту:

1. В современных условиях, когда виртуальный мир становится реальным по своей значимости для чело­века и общества, а государство по своей значимос­ти, напротив, становится виртуальным, особое значение приобретает поиск новых правил и форм взаимодействия государства и общества в интересах сохранения своей целостнос­ти и безопасного развития всех и каждого.

2. Исследуя вопрос теоретического моделирования на­учной категории «юридическая безопасность», следует об­ратить внимание на три момента. Во-первых, общей законодательной базы недостаточно для продуктивного регу­лирования общественных отношений в определенной со­циальной сфере, с учетом специфических условий, которые неизбежно присутствуют в этой сфере. Во-вторых, нужно иметь в виду, что механизм правового регулирования от­ношений безопасности в конкретной сфере функционирует в условиях многообразных связей, в которых находятся многочисленные субъекты правоотношений, причем имею­щих место в разных сферах. В-третьих, законодательство, регулирующее отношения безопасности в той или иной социальной сфере, защищающее соответствующие инте­ресы личности, общества, государства, не отличается со­вершенством.

3. Давая криминологическую оценку, так называемым мерам безопасности, нами определено, что по сути своей эти меры не имеют принципиальных отличий от мер предупредительного воздействия. Любая мера (право­охранительная, правоприменительная, охранительная, административная, техническая и т.п.), направленная на ус­транение условий, способствующих совершению преступ­лений, представляется нам мерой предупредительного воздействия на факторы преступности, саму преступность как непосредственную угрозу юридической безопасности. Следовательно, «предупредительное воздействие» озна­чает превентивную сущность любого, а не исключительно криминологического мероприятия.

4. Теоретическое моделирование юридической безопас­ности предполагает разработку основных ее элементов, в число которых, на наш взгляд, следует вклю­чить: 1) Объект юридической безопасности. 2) Предмет (каждого объекта) юридической безопас­ности. 3) Субъект обеспечения юридической безопасности 4) Угроза юридической безопасности. 5) Меры и средства обеспечения (защиты) юридичес­кой безопасности.

5. По нашему мнению, инициатором установления качествен­но иного подхода к правовому регулированию информационной сферы должна выступить Российская Федерация, что отвечало бы государ­ственным интересам, а также экономическим интересам российских организаций и индивидуальных предпринимате­лей. Решение названной проблемы может быть осуществлено путем изменения действующего национального законодатель­ства. В последующем на основе таких изменений, накопленно­го правоприменительного опыта и должны формироваться со­ответствующие международно-правовые инициативы Россий­ской Федерации.

6. Можно утверждать об особом способе возникновения правоотношений между физическими и юридическими лицами, связывающимися между собой посредством компьютерной сети «Интернет». Этот специфический способ: а) невозможно свести к какой-либо одной из известных форм заключения договоров или возникновения ответственности; б) связан с использованием исключительно сложного технического оборудования, позволяющего тем не менее обходиться без привлечения специальных познаний для его применения; в) привлекателен своей оперативностью и удобством применения; г) дает возможность совершать юридически значимые действия, которые направлены на объекты, находящиеся за пределами сферы распространения национального законодательства. Причем с точки зрения осуществления этот способ значительно проще любого другого. «Интернет» представляет собой яркий пример того, насколько эффективно может развиваться столь сложная техническая система практически в отсутствие формального правого регулирования.

7. Отношения между участниками сетевого общения в «Интернете», в том числе и по поводу действий, имеющих юридическое значение, регулируются нормативными и иными правилами. Последние не были установлены в порядке, характерном для принятия правовых актов, и не могут быть принудительно исполнены с использованием возможностей публичной власти. Тем не менее, недостаток собственно правовых методов регулирования не помешал стремительному развитию сети в последние годы. Этот феномен еще будет предметом самого внимательного изучения. Уже сейчас развитие в сети отношений, связанных с куплей-продажей товаров и услуг, потребовало разработки и применения чисто юридических способов регулирования отношений, защиты интересов пользователей сети, пресечения возможности злоупотреблений и правонарушений.

8. В России все большие «обороты» набирает финансовое мошенничество в «Интернете». Если не будут выработаны средства законодательной борьбы с такими преступлениями и их расследованием, то «Интернет» может ждать печальный конец. В результате массированных «вирусных» эпидемий и «кибератак» он распадется на национальные сегменты - домены. В настоящий момент законодательство отстает от «Интернет»- в действительности, причем, как следует из проведённого исследования, не только в России. Что касается уже имеющихся нормативных правовых актов, так или иначе затрагивающих правоотношения по поводу «Интернета», то их можно охарактеризовать следующим образом: ни в одной из стран мира нет кодифицированного законодательства по «Интернету». Существующие нормативные акты регулируют частные аспекты функционирования сети; нормы, которые можно было бы применить к отношениям по поводу «Интернета», содержатся в нормах об интеллектуальной и промышленной собственности, а также в разделе, условно именуемом «телекоммуникационным правом»; практически отсутствует регулирование отношений по поводу «Интернета» на международном (межгосударственном) уровне. Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на успешное развитие «Интернета» и «Интернет»-отношений в частности - необходима законодательная база, регулирующая отношения в «Интернете». Необходимо принятие международного законопроекта посвященного «Интернету». В данном законе должны быть указаны общие принципы регулирования «Интернет»-отношений. И, уже исходя из этого закона, можно будет вносить дополнения в национальное законодательство.

9. Проникая во все сферы жизнедеятельности государств, информация расширяет возможности развития международного сотрудничества, форми­рует глобальное информационное пространство, в котором информация при­обретает свойства ценнейшего элемента национального достояния, его стра­тегического ресурса. Однако, наряду с положительными моментами такого процесса созда­ется и реальная угроза использования достижений в информационной сфере в целях, не совместимых с задачами поддержания мировой стабильности и безопасности, соблюдения принципов суверенного равенства государств, мирного урегулирования споров и конфликтов, неприменения силы, невме­шательства во внутренние дела, уважения прав и свобод человека.