СОРОКИН Даниил Викторович
Проблемы правового обеспечения информационной безопасности России в условиях глобализации информационного пространства
Специальность 12.00.14. –
Административное право; Финансовое право;
Информационное право
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук
Санкт-Петербург 2006
Основные научные положения, выносимые на защиту:
1. В современных условиях, когда виртуальный мир становится реальным по своей значимости для человека и общества, а государство по своей значимости, напротив, становится виртуальным, особое значение приобретает поиск новых правил и форм взаимодействия государства и общества в интересах сохранения своей целостности и безопасного развития всех и каждого.
2. Исследуя вопрос теоретического моделирования научной категории «юридическая безопасность», следует обратить внимание на три момента. Во-первых, общей законодательной базы недостаточно для продуктивного регулирования общественных отношений в определенной социальной сфере, с учетом специфических условий, которые неизбежно присутствуют в этой сфере. Во-вторых, нужно иметь в виду, что механизм правового регулирования отношений безопасности в конкретной сфере функционирует в условиях многообразных связей, в которых находятся многочисленные субъекты правоотношений, причем имеющих место в разных сферах. В-третьих, законодательство, регулирующее отношения безопасности в той или иной социальной сфере, защищающее соответствующие интересы личности, общества, государства, не отличается совершенством.
3. Давая криминологическую оценку, так называемым мерам безопасности, нами определено, что по сути своей эти меры не имеют принципиальных отличий от мер предупредительного воздействия. Любая мера (правоохранительная, правоприменительная, охранительная, административная, техническая и т.п.), направленная на устранение условий, способствующих совершению преступлений, представляется нам мерой предупредительного воздействия на факторы преступности, саму преступность как непосредственную угрозу юридической безопасности. Следовательно, «предупредительное воздействие» означает превентивную сущность любого, а не исключительно криминологического мероприятия.
4. Теоретическое моделирование юридической безопасности предполагает разработку основных ее элементов, в число которых, на наш взгляд, следует включить: 1) Объект юридической безопасности. 2) Предмет (каждого объекта) юридической безопасности. 3) Субъект обеспечения юридической безопасности 4) Угроза юридической безопасности. 5) Меры и средства обеспечения (защиты) юридической безопасности.
5. По нашему мнению, инициатором установления качественно иного подхода к правовому регулированию информационной сферы должна выступить Российская Федерация, что отвечало бы государственным интересам, а также экономическим интересам российских организаций и индивидуальных предпринимателей. Решение названной проблемы может быть осуществлено путем изменения действующего национального законодательства. В последующем на основе таких изменений, накопленного правоприменительного опыта и должны формироваться соответствующие международно-правовые инициативы Российской Федерации.
6. Можно утверждать об особом способе возникновения правоотношений между физическими и юридическими лицами, связывающимися между собой посредством компьютерной сети «Интернет». Этот специфический способ: а) невозможно свести к какой-либо одной из известных форм заключения договоров или возникновения ответственности; б) связан с использованием исключительно сложного технического оборудования, позволяющего тем не менее обходиться без привлечения специальных познаний для его применения; в) привлекателен своей оперативностью и удобством применения; г) дает возможность совершать юридически значимые действия, которые направлены на объекты, находящиеся за пределами сферы распространения национального законодательства. Причем с точки зрения осуществления этот способ значительно проще любого другого. «Интернет» представляет собой яркий пример того, насколько эффективно может развиваться столь сложная техническая система практически в отсутствие формального правого регулирования.
7. Отношения между участниками сетевого общения в «Интернете», в том числе и по поводу действий, имеющих юридическое значение, регулируются нормативными и иными правилами. Последние не были установлены в порядке, характерном для принятия правовых актов, и не могут быть принудительно исполнены с использованием возможностей публичной власти. Тем не менее, недостаток собственно правовых методов регулирования не помешал стремительному развитию сети в последние годы. Этот феномен еще будет предметом самого внимательного изучения. Уже сейчас развитие в сети отношений, связанных с куплей-продажей товаров и услуг, потребовало разработки и применения чисто юридических способов регулирования отношений, защиты интересов пользователей сети, пресечения возможности злоупотреблений и правонарушений.
8. В России все большие «обороты» набирает финансовое мошенничество в «Интернете». Если не будут выработаны средства законодательной борьбы с такими преступлениями и их расследованием, то «Интернет» может ждать печальный конец. В результате массированных «вирусных» эпидемий и «кибератак» он распадется на национальные сегменты - домены. В настоящий момент законодательство отстает от «Интернет»- в действительности, причем, как следует из проведённого исследования, не только в России. Что касается уже имеющихся нормативных правовых актов, так или иначе затрагивающих правоотношения по поводу «Интернета», то их можно охарактеризовать следующим образом: ни в одной из стран мира нет кодифицированного законодательства по «Интернету». Существующие нормативные акты регулируют частные аспекты функционирования сети; нормы, которые можно было бы применить к отношениям по поводу «Интернета», содержатся в нормах об интеллектуальной и промышленной собственности, а также в разделе, условно именуемом «телекоммуникационным правом»; практически отсутствует регулирование отношений по поводу «Интернета» на международном (межгосударственном) уровне. Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на успешное развитие «Интернета» и «Интернет»-отношений в частности - необходима законодательная база, регулирующая отношения в «Интернете». Необходимо принятие международного законопроекта посвященного «Интернету». В данном законе должны быть указаны общие принципы регулирования «Интернет»-отношений. И, уже исходя из этого закона, можно будет вносить дополнения в национальное законодательство.
9. Проникая во все сферы жизнедеятельности государств, информация расширяет возможности развития международного сотрудничества, формирует глобальное информационное пространство, в котором информация приобретает свойства ценнейшего элемента национального достояния, его стратегического ресурса. Однако, наряду с положительными моментами такого процесса создается и реальная угроза использования достижений в информационной сфере в целях, не совместимых с задачами поддержания мировой стабильности и безопасности, соблюдения принципов суверенного равенства государств, мирного урегулирования споров и конфликтов, неприменения силы, невмешательства во внутренние дела, уважения прав и свобод человека.