Сокерин Константин Викторович
Охрана права на доменное имя в Российской Федерации
Специальность 12.00.14 — административное право, финансовое право, информационное право
Автореферат диссертации на соискание
ученой степени кандидата юридических наук
Москва, 2007 г.
На защиту выносятся следующие основные выводы и положения диссертационного исследования:
1. Домен и доменное имя – это разные, самостоятельные объекты общественных отношений в Интернете, имеющие как общие, так и особенные признаки. Общими признаками домена и доменного имени являются: технологическая зависимость, принадлежность к единому пространству, способность быть объектами субъективных прав, высокая оборотоспособность, регистрация в случае доменов и доменных имен второго уровня (с. 30-32 диссертации).
2. Домен является областью пространства доменных имен, и характеризуется независимостью выделения субдоменов и включения в состав домена информационных систем, наличием специальных информационных систем (DNS-серверов), содержащих данные о доменных именах, выделенных в домене, и выполняет функцию организации пространства доменных имен. (с. 23-24 диссертации)
3. Доменное имя является идентификатором домена и (или) информационной системы, обладает уникальной структурой, обусловленной: (1) ограниченным набором символов, (2) именем, идентифицирующим домен, в составе которого выделено доменное имя и (3) включающей в качестве произвольной части метку домена или имя хоста, уникальное в пределах домена, в составе которого выделено доменное имя. Доменное имя выполняет функции идентификации, индивидуализации и адресации. (с. 16-25 диссертации)
4. Право на доменное имя является субъективным правом, включающим следующие правомочия:
• использовать доменное имя для идентификации информационных систем;
• использовать любым не противоречащим закону способом домен, идентифицируемый данным доменным именем;
• не использовать доменное имя;
• передавать право на доменное имя в полном объеме или частично другому лицу по договору;
• передавать право использования доменных имен, идентифицирующих субдомены, другим лицам по договору;
• передавать другим лицам права на использование имен хостов, выделенных в домене по договору (с. 48-51 диссертации).
5. В отношении доменов государственных органов необходимо устанавливать специальными актами структуру доменных имен, предназначенных для идентификации государственных информационных ресурсов в сети Интернет, что позволит упростить контроль за созданием государственных информационных систем, выполнением обязанностей государственных органов по информированию граждан о своей деятельности, в конечном счете, будет способствовать реализации права человека и гражданина на информацию (с. 71-73 диссертации).