Семизорова Екатерина Владимировна

ПРАВОВАЯ ОХРАНА

ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Специальность 12.00.14 – Административное право;

финансовое право; информационное право

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва

2007

 

В результате проведенного исследования на защиту выносятся следующие новые или содержащие элементы новизны положения:

1. Первостепенным для Российской Федерации является процесс гармонизации и имплементации правовых норм в сфере правовой охраны информационных систем в законодательство Российской Федерации. Так, имеются следующие предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации по вопросам нормативно-правового регулирования охраны информационных систем:

- унифицировать понятие «информационная система» на уровне законодательства Российской Федерации и международных правовых актов в части правовой охраны информационных систем (определено правовое понятие «правовая охрана информационных систем»);

- внести изменения в Закон об информации в части включения охраны информации в категорию информационных процессов; норм, регламентирующих отнесение регистров, реестров, классификаторов и номенклатур к учетным системам федеральных органов исполнительной власти; введения правового понятия «учетная система» с целью правового регулирования соответствующих правоотношений и единообразного применения этого понятия;

- в целях совершенствования правового регулирования в сфере применения систем электронного голосования и обеспечения информационной безопасности в данной сфере на уровне федерального законодательства закрепить нормы, регламентирующие порядок формирования списков кандидатов и избирателей в интерактивном режиме (с использованием электронного сайта для голосования); внедрение процедуры электронного голосования в интерактивном режиме и дистанционное электронное голосование; создание и использование сайта электронного голосования; обеспечение конфиденциальности хранящихся в системе электронного голосования или передаваемых по системе списков избирателей; обеспечение правовой охраны электронных систем голосования.

- в области архивного дела в Российской Федерации регламентировать порядок архивации электронных документов, входящих в соответствии с Федеральным законом от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» в состав Архивного фонда Российской Федерации, и порядок архивации информации в информационных системах, а также включить соответствующие нормы в проект федерального закона «Об электронном документе».

2. В соответствии с требованиями международных правовых актов и в целях нормативно-правового регулирования пресечения распространения противоправной информации посредством сети Интернет предлагается:

- утвердить перечень информации противоправного содержания на основе определенных признаков вредного содержания, например, включающих признаки экстремистских материалов, сцены насилия, порнографию, рецепты приготовления взрывных устройств и др.;

- создать контролируемые на государственном уровне организации, представляющие деятелей в сети Интернет, например, провайдеров услуг сети Интернет, провайдеров содержания и ассоциации пользователей и др. с целью создания системы жалоб на содержание информации;

- осуществлять контроль за информацией противоправного содержания в сети Интернет при ее размещении, доступе, копировании, сборе и пересылке.

3. Предлагаются следующие направления международного сотрудничества в исследуемой научной проблеме:

- разработка международных принципов, направленных на сотрудничество в сфере правовой охраны информационных систем и способствующих борьбе с киберпреступностью и кибертерроризмом;

- разработка на международном уровне на основе указанных принципов согласованных международных стратегий для объединения государственной политики в области правового регулирования охраны информационных систем;

- развитие международного сотрудничества в области запрещения использования информационных систем в противоправных целях;

- расширение взаимодействия с международными органами и организациями и зарубежными государствами при решении правовых вопросов обеспечения охраны международных телекоммуникационных систем.

4. Обоснована необходимость разработки типовых правил формирования учетных систем федеральных органов исполнительной власти. В целях обеспечения правовой охраны учетных систем предлагается включить в типовые правила разделы, регламентирующие электронную нотаризацию учетных данных и учетных событий; процедуры ведения учета и формы его ведения; обеспечение доступа к учетным системам через сеть Интернет.

5. В целях интеграции международных правовых норм в сфере правовой охраны информационных систем в законодательство Российской Федерации предлагаются основные принципы концепции правового обеспечения безопасности информационных систем. Сформулированы предложения к перечню защищаемых информационных систем и структура проекта положения о работе с ними, содержащая совокупность видов охраны информационных систем.