Рассолов Илья Михайлович

ПРАВО И ИНТЕРНЕТ:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Специальность 12.00.14 – Административное право;

финансовое право; информационное право

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора юридических наук

Москва  2008

Научную новизну диссертационного исследования характеризуют следующие положения:

- показано, что интернет-право является новым направлением юридической науки в целом и теоретической правовой мысли в частности. Это комплексный институт права, который включает в себя нормы различных отраслей права, регулирующих отношения в виртуальном пространстве и вне его. В работе подробно анализируется само понятие интернет-права как категория, характеризующая сущность и содержание взаимодействия права и Интернета. Рассматриваются особенности интернет-права, его источники и характеристика информационно-правовой деятельности в Сети;

- дается характеристика отношений, регулируемых интернет-правом, в частности субъектов, объектов этих отношений, субъективных прав, юридических обязанностей, юридических фактов (в связи с моральными, этическими и другими фактами). Вводится понятие «интернет-отношение» и его структурные элементы, включая информацию и технические средства; приводится авторская классификация интернет-отношений;

- с позиций информационного права рассматриваются методы и средства регулирования интернет-отношений: регулирование, сорегулирование, правовое регулирование, воздействие с помощью норм морали, этики, обычаев, традиций в Интернете;

- показано место интернет-права в системе права и в системе юридических наук. Изучены его тесные связи с теорией государства и права, информационным, гражданским, международным частным и публичным правом, правовой информатикой и правовой кибернетикой. Обозначен круг задач, стоящих перед этим научным направлением;

- в свете теории права и информационного права охарактеризована общая концепция Интернета: как Всемирная информационная паутина и новое пространство человеческого самовыражения и общения, превосходящее границы; как инфраструктура информационного общества, имеющая свои цели и задачи. В связи с этим ставится проблема дальнейшей разработки в теории права таких понятий, как «виртуальное пространство», «право виртуального пространства», «субъект, участник информационного обмена», «интернет-споры», «глобальная сеть», «сайт», «доменный адрес», «электронная сделка», «юридическая ответственность в Интернете»;

обоснована концепция формирования специфической подотрасли информационного законодательства – интернет-законодательства, которая, по мнению автора, должна включать все правовые акты, регулирующие интернет-отношения в различных государствах. В этой связи переосмысливаются современные способы правового регулирования отношений в виртуальном пространстве;

- показана возрастающая роль международных организаций, в частности Форума прав в Интернете, в защите персональных данных и частной жизни людей в Сети, развитии доверительного обмена между субъектами интернет-отношений, охране интеллектуальной собственности, предупреждении противоправного поведения в Интернете. Предлагается новый механизм правового регулирования информационной деятельности международных организаций;

- сформулирована и рассмотрена концепция права виртуального пространства (понятие этого права, его особенности, основные черты и формы проявления). Обобщен имеющийся в этом отношении опыт Франции, США, Англии, Германии и ряда других стран. Обоснована необходимость разработки теории права виртуального пространства в свете концепции Интернета;

- рассмотрены различные аспекты правосознания и правовой культуры субъектов интернет-отношений. Предложено подготовить национальный кодекс по поддержанию высоких культурно-правовых стандартов в Интернете. Рассмотрены структура и содержание основных разделов этого кодекса;

- исследованы теоретические проблемы ответственности по интернет-праву. Дано собственное определение ответственности в области интернет-права. Значительное место отведено анализу законодательства об ответственности в сфере борьбы с преступностью в виртуальном пространстве в свете Конвенции о киберпреступности. Внесены предложения по развитию теории информационного права и уголовного законодательства в этой сфере. В частности, предложено гл.гл. 21, 22, 24, 25, 28 УК РФ дополнить охарактеризованными в диссертационном исследовании видами киберпреступлений.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. В ходе исследования сущности и содержания взаимодействия права и Интернета обосновано, что интернет-право представляет собой новое самостоятельное направление юридической науки, и прежде всего информационного права. Само интернет-право рассматривается как учение об Интернете в сфере права и как учение о праве виртуального пространства. Предложена концепция интернет-права как комплексного межотраслевого института права, сочетающего в себе нормы международного частного права, информационного права и других отраслей права. Несмотря на то что интернет-право включает нормы различных отраслей права, тем не менее оно характеризуется единым предметом регулирования. Показано, что, являясь комплексным институтом, интернет-право не может целиком входить в состав той или иной конкретной отрасли права, ибо всякая отрасль включает нормы, объединенные общностью не только предмета, но и метода правового регулирования. Интернет-право – это объективно обособившаяся внутри различных отраслей права совокупность взаимосвязанных правовых норм, объединенных общностью регулирования отношений в виртуальном пространстве Интернета. Для него характерны следующие черты: нормы, которые его составляют, объединены общим содержанием; несмотря на единство предмета регулирования, эти нормы разнообразны, переплетены, взаимодействуют и дополняют друг друга; они находят закрепление в различных нормативных актах, посвященных правовым аспектам Интернета, преимущественно международных; они регулируют общественные отношения в определенной сфере, т.е. в Интернете. Обосновано, что интернет-право в настоящее время необходимо рассматривать в рамках информационного права.

2. Показано, что интернет-право имеет свои собственные источники, к которым относятся: международные договоры (соглашения, хартии и др.), касающиеся Интернета; внутреннее информационное законодательство; судебная практика; правовые обычаи. Установлено, что удельный вес названных видов источников в разных государствах неодинаков. Диссертант считает, что регулирование отношений в Интернете должно опираться преимущественно на национальное законодательство, вместе с тем уже сегодня необходимо ставить вопрос о создании наднационального информационного права, основанного на авторитете признанных международным сообществом стандартов.

3. Обосновано, что нормы интернет-права выступают в виде определенных правил поведения в цифровой среде, которым должны следовать все субъекты права. В этой связи выделены и охарактеризованы признаки норм интернет-права, показано, что они выступают правилами поведения в Интернете; регулируют общественные отношения в этой среде; создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей; носят общеобязательный характер; обеспечиваются в необходимых случаях соответствующими средствами правового воздействия, в том числе принудительной силой государства; содержат предписания, дозволения, запреты, а также рекомендации; обусловлены уровнем развития общества. Будучи образцами поведения, эти нормы при определенных обстоятельствах воздействуют на виртуальное пространство, т.е. на сферу социальной деятельности, связанную с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации в Интернете.

4. Исследовано понятие «интернет-отношение». Оно рассматривается как часть отношений в виртуальном пространстве, участники которых выступают как носители субъективных прав и обязанностей в Интернете. Это специфические отношения, возникающие в результате воздействия норм международного и других отраслей права, международных договоров, решений судов на поведение субъектов. Охарактеризована структура интернет-отношения, его составные элементы: субъекты; объекты; субъективные права; обязанности субъектов; юридические и иные факты; информация; технические средства. Выявлены связи интернет-отношений с правовыми нормами, нормами морали, нравственности, этическими нормами. Осуществлена классификация интернет-отношений по различным основаниям.

5. Раскрыты следующие особенности регулирования отношений в виртуальном пространстве Интернета: социальное регулирование этой среды является не чисто правовым, нормативным (оно использует нормы морали, этики и др.); оно базируется на новых, ранее неизвестных для правовой науки понятиях, без использования которых наша страна не войдет в мировое информационное сообщество развитых государств; поскольку всемирное виртуальное пространство не может быть собственностью одного субъекта (человека, организации, страны), то регулирование интернет-отношений основывается также на принципах правового регулирования, саморегулирования и сорегулирования; информационно-правовая деятельность различных субъектов права в Интернете зачастую носит международную направленность и осуществляется на базе норм международного права и международных договоров и национального законодательства; в процессе правоприменения выявляются компьютерные и иные правонарушения, а виновные наказываются на основе норм международного и национального законодательства; оценка эффективности правового регулирования интернет-отношений осуществляется субъектами разных стран; можно прогнозировать, что в скором времени станет возможным выведение единых показателей эффективности регулирования в области всемирного виртуального пространства.

6. Рассмотрены методы и средства регулирования интернет-отношений, среди которых методы саморегулирования, сорегулирования, регулирования посредством правового обычая, деловых обыкновений, этического регулирования. Обосновано, что правовое регулирование – наиболее эффективное средство воздействия на интернет-отношения. Раскрыто понятие «метод правового регулирования интернет-отношений», в частности, показано, что его характеризуют специфический способ взаимосвязи прав и обязанностей между участниками урегулированных интернет-отношений; совокупность юридических фактов, служащих основанием возникновения, изменения или прекращения интернет-отношений; наличие централизованного и децентрализованного, национального и международного регулирования интернет-отношений; особые способы формирования содержания прав и обязанностей субъектов интернет-права; особые санкции, способы и процедуры примирения субъектов; специфические механизмы разрешения конфликтов.

7. Обоснована общая концепция Интернета в свете информационного права. Доказано, что Интернет сам по себе не может считаться субъектом права, юридическим лицом, а также СМИ. Интернет скорее всего будет выступать в качестве объекта правового регулирования. На примере международной организации Форум прав в Интернете предложена модель организации, способной обсуждать и предлагать решение юридических проблем Интернета, возникающих перед многими государствами, в частности Российской Федерацией и СНГ. Выделены и охарактеризованы некоторые проблемы, которые сегодня остро стоят перед мировым сообществом в этой сфере: защита персональных данных и частной жизни в Сети; правовое регулирование электронной торговли, обеспечение безопасности сделок в Интернете; защита интеллектуальной собственности, появление новых электронных продуктов в Сети; борьба против незаконного содержания информации и противоправного поведения в Интернете.

8. Предлагается признать в ГК РФ наличие убедительной юридической силы электронного сообщения, если оно отвечает таким требованиям, как наличие надежной идентификации электронной подписи и длительное хранение сообщения под контролем подписавшего его лица. Удостоверение сообщения должно осуществляться аккредитованным органом, который сможет гарантировать эти требования. Следует устанавливать принцип взаимного признания услуг удостоверения в международном плане для начала в рамках СНГ.

9. В отношении подсудности интернет-спора, осложненного иностранным элементом, предлагается придерживаться такого решения этого вопроса, на которое в настоящее время ориентируется международная юридическая практика: в зависимости от доли ущерба применять закон и суд страны наиболее пострадавшей стороны. Вместе с тем, чтобы избежать увеличения количества судебных процессов, следует, на взгляд автора, предоставить пострадавшему возможность обращаться в любой компетентный суд для возмещения полноты ущерба. Такой суд должен осуществлять распределительное применение законов различных стран, учитывая при этом долю ущерба, который понесла каждая из них.

10. Предложено усилить роль и значение русскоязычного присутствия в Интернете. Для этого, на взгляд диссертанта, следует внести дополнительные статьи в законы: о рекламе, о связи, о государственном языке Российской Федерации, о языках народов Российской Федерации. Речь идет, в частности, о предложениях или инструкциях по использованию товаров и услуг, по организации рекламной, телефонной и аудиовизуальной службы, для которых русский язык в данной среде стал бы обязательным.

11. Сформулированы рекомендации по совершенствованию российского законодательства об ответственности в сфере Интернета, в частности за качество информации, распространяемой в российском сегменте Интернета; законодательства о рекламе; законодательства о защите чести, достоинства и деловой репутации граждан. Предлагается разработать и принять специальный закон о борьбе с киберпреступностью в Российской Федерации. При этом такой закон, как считает автор, должен быть увязан с Будапештской конвенцией по борьбе с киберпреступностью 2001 г. До принятия специального законодательства о борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий предлагается внести соответствующие изменения и дополнения в УК РФ, в частности в ч. 2 ст. 158, ч. 2 ст. 159, ч. 2 ст. 163, ч. 1 ст. 183, ч. 2 ст. 205, ст. 242.1 УК РФ; дополнить гл. 28 УК РФ новой ст. 272.1 «Неправомерное завладение компьютерной информацией».

12. Выявлены тенденции современного правосознания и правовой культуры субъектов Интернета. Разработан вариант национального кодекса по поддержанию высоких культурно-правовых стандартов в Интернете. Он должен быть открыт для добровольного присоединения любого юридического или физического лица, работающего в Интернете.