ПЕТРЫКИНА
Наталья Ивановна
ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ В РОССИИ И СТРАНАХ ЕС
(сравнительно-правовое
исследование).
Специальность
12.00.14- Административное право, финансовое право, информационное право.
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации
на соискание ученой степени
кандидата
юридических наук
Москва -2007
На защиту выносятся следующие
положения:
1.
Заявленные цели не везде достаточно исчерпывающе
решены в Законе РФ «О персональных данных». Это касается, прежде отсутствия
закрепленных в законе общих принципов правового регулирования оборота
персональных данных. Закрепленные в законе принципы обработки персональных
данных являются технологическими. В результате заявленная цель- охрана прав и
свобод человека и гражданина, охрана неприкосновенности частной жизни не
охватывается полностью и оказывается необеспеченной необходимыми общими
идеологическими принципами.
2.
В Законе РФ «О персональных данных» имеет место семантически неудачный
выбор ключевого для данного закона термина «обработка персональных данных» и
неоправданно широкая его трактовка. Автор предлагает более точный по смыслу
термин «оборот персональных данных», позволяющий охватить весь спектр
общественных отношений, складывающихся в исследуемой сфере.
3.
В Законе РФ «О персональных данных» необоснованно расширен перечень условий
обработки персональных данных без согласия их субъекта. В частности, это
касается оборота персональных данных в целях профессиональной деятельности
журналиста. Закон входит в прямое противоречие с конституционным принципом, в
соответствии с которым «сбор, хранение, использование и распространение
информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».
4.
Предложенная в законе группировка персональных данных не обеспечивает достаточную типизацию и
конкретизацию персональных данных применительно к режиму их оборота и защиты.
Автором предложена собственная группировка персональных данных, основанная на
степени свободы оборота тех или иных сведений (свободно обращаемые, ограниченно
обращаемые, обращаемые специальных целях, запрещенные к обороту) а также
степени тяжести последствий в случае их несанкционированного использования.
5.
Нуждается в дальнейшей доработке правовой режим общедоступных персональных
данных в части их использования для целей, отличных от тех, для которых они
были обнародованы.
6.
В законе закреплен неполный круг и статус возможных субъектов правоотношений
по поводу оборота и защиты персональных данных: отсутствует такой субъект как
пользователь персональных данных, субъект ответственности за нарушения
законодательства о персональных данных, недостаточно подробно отражены
обязанности операторов информационных систем, особенно в части
организационно-технических требований и требований к персоналу операторов-юридических лиц.
7.
Законодателем легализовано, но не введено в рамки правовой процедуры
использование идентификаторов персональных данных, в связи
с чем требуется разработка и закрепление этой процедуры в законе.
8.
В сфере применения мер юридической ответственности за нарушения
законодательства о защите персональных данных представляется недостаточным
использование исключительно карательных санкций. В случаях подобных
правонарушений гораздо более важным, чем наказание виновного, является
восстановление нарушенных прав потерпевшего. Поэтому применение в данном случае
наряду с карательными санкциями (штрафами) санкций реального исполнения
представляется наиболее желательным.
9.
Целесообразно закрепление в гражданском законодательстве и применения в делах,
связанных с нарушениями в сфере оборота и защиты персональных данных граждан
альтернативной неденежной формы компенсации морально
вреда по согласованию с потерпевшим.
10.
Необходимы дальнейшие систематизация и совершенствование законодательства
об административной и уголовной ответственности за правонарушения
(преступления) в сфере оборота и защиты персональных данных.
11. Предложения по совершенствованию
законодательства в сфере оборота и защиты персональных данных, усиления
гарантий прав и свобод граждан в этой сфере по всем направлениям исследования с
учетом опыта правового регулирования аналогичных отношений в странах ЕС.