ПЕТРЫКИНА Наталья Ивановна
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ В РОССИИ И СТРАНАХ ЕС
(сравнительно-правовое исследование).
Специальность 12.00.14- Административное право, финансовое право, информационное право.
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Москва -2007
На защиту выносятся следующие положения:
1. Заявленные цели не везде достаточно исчерпывающе решены в Законе РФ «О персональных данных». Это касается, прежде отсутствия закрепленных в законе общих принципов правового регулирования оборота персональных данных. Закрепленные в законе принципы обработки персональных данных являются технологическими. В результате заявленная цель- охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана неприкосновенности частной жизни не охватывается полностью и оказывается необеспеченной необходимыми общими идеологическими принципами.
2. В Законе РФ «О персональных данных» имеет место семантически неудачный выбор ключевого для данного закона термина «обработка персональных данных» и неоправданно широкая его трактовка. Автор предлагает более точный по смыслу термин «оборот персональных данных», позволяющий охватить весь спектр общественных отношений, складывающихся в исследуемой сфере.
3. В Законе РФ «О персональных данных» необоснованно расширен перечень условий обработки персональных данных без согласия их субъекта. В частности, это касается оборота персональных данных в целях профессиональной деятельности журналиста. Закон входит в прямое противоречие с конституционным принципом, в соответствии с которым «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».
4. Предложенная в законе группировка персональных данных не обеспечивает достаточную типизацию и конкретизацию персональных данных применительно к режиму их оборота и защиты. Автором предложена собственная группировка персональных данных, основанная на степени свободы оборота тех или иных сведений (свободно обращаемые, ограниченно обращаемые, обращаемые специальных целях, запрещенные к обороту) а также степени тяжести последствий в случае их несанкционированного использования.
5. Нуждается в дальнейшей доработке правовой режим общедоступных персональных данных в части их использования для целей, отличных от тех, для которых они были обнародованы.
6. В законе закреплен неполный круг и статус возможных субъектов правоотношений по поводу оборота и защиты персональных данных: отсутствует такой субъект как пользователь персональных данных, субъект ответственности за нарушения законодательства о персональных данных, недостаточно подробно отражены обязанности операторов информационных систем, особенно в части организационно-технических требований и требований к персоналу операторов-юридических лиц.
7. Законодателем легализовано, но не введено в рамки правовой процедуры использование идентификаторов персональных данных, в связи с чем требуется разработка и закрепление этой процедуры в законе.
8. В сфере применения мер юридической ответственности за нарушения законодательства о защите персональных данных представляется недостаточным использование исключительно карательных санкций. В случаях подобных правонарушений гораздо более важным, чем наказание виновного, является восстановление нарушенных прав потерпевшего. Поэтому применение в данном случае наряду с карательными санкциями (штрафами) санкций реального исполнения представляется наиболее желательным.
9. Целесообразно закрепление в гражданском законодательстве и применения в делах, связанных с нарушениями в сфере оборота и защиты персональных данных граждан альтернативной неденежной формы компенсации морально вреда по согласованию с потерпевшим.
10. Необходимы дальнейшие систематизация и совершенствование законодательства об административной и уголовной ответственности за правонарушения (преступления) в сфере оборота и защиты персональных данных.
11. Предложения по совершенствованию законодательства в сфере оборота и защиты персональных данных, усиления гарантий прав и свобод граждан в этой сфере по всем направлениям исследования с учетом опыта правового регулирования аналогичных отношений в странах ЕС.