МИХАЙЛЕНКО Евгений Владиславович

 

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ

В ГЛОБАЛЬНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СЕТИ

ИНТЕРНЕТ

 

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

 

Специальность -12.00.14-административное право,

финансовое право, информационное право.

 

 

Москва- 2004

 

На защиту выносятся следующие теоретические предложения, практические выводы, предложения и рекомендации, полученные в результате исследования:

 

1. Вывод о том, что правовое обеспечение государственной политики в области регулирования правоотношений, возникающих в глобальной информационной компьютерной сети Интернет должно строиться на двух базовых принципах:

Законности - требованием ко всем властным структурам при решении возникающих в информационной среде конфликтов неукоснительно руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в данной сфере.

Баланса интересов граждан, общества и государства - законодательном закреплении приоритета этих интересов, использование форм общественного контроля деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субьектов Российской Федерации. Реализации гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина, касающихся

 

деятельности в информационной сфере.

2. Положение о том, что в сети Интернет существуют множество нарушений законодательства и иных опасных явлений, борьба с ними только техническими средствами без привлечения правовых ресурсов обречена на провал. Без применения надежных средств защиты информации невозможно нормальное функционирование и дальнейшее развитие глобальной информационной сети Интернет.

3. Вывод о том, что основная причина возникновения негативных явлений в сети Интернет - возможность пользователей оставаться анонимными. Невозможно без вреда для Сети и потери смысла ее существования лишить пользователей Сети анонимности. Необходимо, в рамках действующей сети Интернет создать возможность для неанонимного обмена информацией. Любой пользователь Интернета должен иметь возможность быть неанонимным, причем быть защищенным от действий лиц, выдающих себя за него. Любой пользователь Интернета должен иметь возможность, при его желании на то, пользоваться только неанонимным сегментом Сети.

4. Вывод о том, что для развития понятийного аппарата информационного права необходимо использование принципиально нового понятия - «Общедоступный неанонимный Интернет» (ОНИ), определяемого как общедоступную компьютерную сеть или ее часть, а также совокупность сетей, в которых каждый пользователь, поскольку он этого желает, может быть однозначно установлен любым другим пользователем, а передаваемая (размещаемая) им информация идентифицирована с личностью установленного пользователя.

5. Вывод о том, что информация, передаваемая путем средств неанонимного Интернета или находящаяся на неанонимных сайтах должна иметь доказательственную силу.

6. Вывод о том, что действующее законодательство в сфере Интернета несовершенно, имеет серьезные недостатки, отстает от жизненных реалий и тормозит развитие высокотехнологичных отраслей экономики. Развитие экономики, обеспечение безопасности государства, защита интересов личности невозможна без принятия срочных мер по скорейшему применению неанонимного Интернета. Доказывается что действующее законодательство не дает юридической базы для создания неанонимного Интернета, при том, что технические предпосылки к его созданию имеются. Необходимо срочное принятие нормативного акта создающего правовую основу для создания и функционирования общедоступного неанонимного Интернета. Указанный нормативный акт не должен жестко регулировать техническое устройство или функционирование неанонимного сегмента Сети, поскольку технологии меняются и совершенствуются с высочайшей скоростью, однако должен определить его базовые принципы.

7. Вывод о том, что решение всех проблем связанных с использованием Интернет-технологий только на национальном уровне в сегодняшних условиях невозможно. Необходимо развивать международное сотрудничество в данной области, и прежде всего, сотрудничество в правовой сфере. На современном этапе Россия имеет возможность стать лидером в решении проблемы снижения негативных явлений в сети Интернет, тем самым, открыв новые возможности для использования потенциала сети Интернет.