Маркина Анна Викторовна
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ УСЛУГ КАБЕЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Специальность 12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Казань – 2007
Научная новизна исследования. Настоящее диссертационное исследование является одним из первых монографических, в котором на научно-квалификационном уровне комплексно анализируются теоретические и практические вопросы правового регулирования деятельности по предоставлению услуг кабельного телевидения. Излагаются и аргументируются конкретные предложения по совершенствованию законодательства РФ, правоприменительной практики. Новизна диссертационного исследования выражается в основных положениях, выносимых на защиту:
1. Действующее законодательство РФ либо не содержит значения основных терминов, используемых в сфере кабельного телевидения, либо не позволяет однозначно толковать некоторые из них: "услуги кабельного телевидения", "телевещание", "трансляция", "ретрансляция телепрограмм" и другие. Поэтому необходимо закрепить в действующем законодательстве РФ значения основных понятий в области кабельного телевидения. Это позволит определить сущность деятельности по предоставлению услуг кабельного телевидения, а также правовое положение всех субъектов деятельности: кабельного оператора, абонента, телевещателя и государственных органов.
Услуги кабельного телевидения представляют собой услуги связи по приему кабельным оператором посредством использования оборудования сети кабельного телевидения сигналов телевизионных программ, других сообщений электросвязи, их передаче по кабельным линиям связи и доставке непосредственно до абонента кабельного телевидения (услуги по ретрансляции телепрограмм).
Деятельность по осуществлению телевещания и деятельность по предоставлению услуг кабельного телевидения – это два разных вида деятельности. Телевизионное вещание заключается в создании и (или) комплектовании телепрограммы, а также ее распространении (трансляции) посредством осуществления передачи сигналов телепрограммы с помощью различных технических средств для ее последующего приема населением. Деятельность по предоставлению услуг кабельного телевидения заключается в ретрансляции телепрограммы телевещателя, то есть в приеме сигналов телепрограммы от передающего оборудования вещателя, их преобразовании и передаче телепрограммы аудитории в полном объеме без изменения ее содержания.
2. Требуется изменить установленную действующим законодательством РФ процедуру двойного лицензирования деятельности по предоставлению услуг кабельного телевидения, заключающуюся в получении кабельным оператором лицензии на телевещание как основной и лицензии на деятельность в области связи. В связи с не использованием для предоставления услуг кабельного телевидения кабельным оператором радиочастотного спектра, являющегося ограниченным природным ресурсом, основания для получения кабельным оператором лицензии на телевещание отсутствуют. Для осуществления деятельности по предоставлению услуг кабельного телевидения кабельному оператору следует получить лицензию на предоставление услуг связи (услуг кабельного телевидения) и заключить договоры с телевещателями.
Необходимо отменить действие Положения о лицензировании деятельности в области связи в РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 года №642, ввиду наличия детальной лицензионной процедуры в Законе о связи 2003 года и имеющихся серьезных противоречий между Законом и Положением по ряду вопросов лицензирования.
3. Не следует признавать кабельного оператора "распространителем продукции средства массовой информации" и "рекламораспространителем" в силу используемой им технологии передачи многообразной информации (телепрограмм, рекламных материалов) до аудитории. Кабельный оператор при ретрансляции телепрограмм по сети кабельного телевидения не вправе изменять содержание телепрограмм вещателя и размещенных в них рекламных материалов, осуществлять замену одних телепередач и рекламных материалов в телепрограмме вещателя на другие, а также иным образом вмешиваться в содержание телепрограммы.
В действующем законодательстве РФ необходимо предусмотреть общую норму об ответственности телевещателя за распространение телепрограммы и рекламных материалов, размещенных им в телепрограмме с нарушениями требований действующего законодательства РФ о средствах массовой информации и рекламе. Для привлечения к ответственности кабельного оператора в случаях нарушения им требований законодательства в части времени ретрансляции определенных телепрограмм и рекламы отдельных товаров по сети кабельного телевидения следует ввести дополнительно норму об "ответственности за нарушение требований законодательства РФ в части времени ретрансляции телепрограммы и рекламы" ввиду наличия в действующем законодательстве РФ только нормы об "ответственности за нарушение требований распространения".
4. Следует предусмотреть в действующем законодательстве РФ обязанность телевещателя при создании и (или) комплектовании и распространении им телепрограммы с целью ее последующей ретрансляции по сети кабельного телевидения приобретать все имущественные права на использование всех произведений, фонограмм, исполнений, телепередач других вещателей, из которых состоит телепрограмма. Невозможность получения таких прав кабельным оператором обусловлена используемой им технологией передачи многообразной информации.
Телепрограмма, созданная вещателем из отдельных телепередач, является объектом смежных прав. За незаконное использование телепрограммы, то есть ретрансляцию телепрограммы по сети кабельного телевидения без договора с вещателем, кабельный оператор несет ответственность перед вещателем в соответствии с действующим законодательством РФ об авторском праве и смежных правах. А перед авторами, иными законными правообладателями - за незаконное сообщение для всеобщего сведения по кабелю объектов авторского права и смежных прав, вошедших в телепрограмму вещателя, только в случае неполучения вещателем данного права использования у автора (правообладателя) ввиду отсутствия намерения у вещателя сообщать телепрограмму для всеобщего сведения по кабелю.
5. Необходимо закрепить в действующем законодательстве РФ юридические гарантии предоставления кабельным оператором каждому абоненту обязательного (минимального) пакета услуг кабельного телевидения. Минимальный пакет услуг кабельного телевидения – это установленный и гарантированный государством обязательный набор (перечень) телевизионных программ общероссийских и региональных телевещателей, доступ к которым должен быть обеспечен каждым оператором связи, имеющим лицензию на предоставление услуг связи по сети кабельного телевидения, любому обратившемуся абоненту, по регулируемой государством цене и надлежащего качества.
6. Договор предоставления услуг кабельного телевидения – это соглашение между абонентом (гражданином, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем) и кабельным оператором, по которому последний выполняет обязательства по подключению абонентского оборудования к сети кабельного телевидения и предоставлению услуг кабельного телевидения в соответствии с выбранным абонентом пакетом услуг, а абонент выполняет обязательства по оплате работ по подключению абонентского оборудования к сети кабельного телевидения и услуг кабельного телевидения по цене, установленной кабельным оператором.
Определены все существенные условия договора предоставления услуг кабельного телевидения. К ним относятся: предоставление услуг кабельного телевидения в соответствии с выбранным абонентом пакетом (перечнем) телепрограмм; срок выполнения работ по подключению абонентского оборудования к сети кабельного телевидения; имущество, передаваемое кабельным оператором абоненту - декодирующее устройство и его количество; перечень других услуг, предоставляемых кабельным оператором абоненту (информационных, услуг по техническому обслуживанию сети кабельного телевидения и др.).
7. В ходе анализа действующего законодательства РФ, сложившейся практики оформления договорных правоотношений кабельного оператора и абонента выявлены квалификационные признаки договора предоставления услуг кабельного телевидения. Договор предоставления услуг кабельного телевидения является публичным договором и договором присоединения; взаимным, возмездным, консенсуальным и, как правило, бессрочным.
Несмотря на то, что чаще всего на практике договор предоставления услуг кабельного телевидения представляет собой смешанный договор, содержащий элементы различных договоров: договоров возмездного оказания услуг, бытового подряда, а в некоторых случаях имеющий элементы договоров аренды или купли-продажи, данный договор по своей правовой природе следует отнести к группе договоров возмездного оказания услуг. Поскольку основная цель его заключения – это предоставление услуг кабельного телевидения абоненту, соответственно все остальные действия кабельного оператора по договору носят вспомогательный характер и, в конечном счете, направлены на обеспечение выполнения основного обязательства – предоставление услуг кабельного телевидения.
8. Следует предусмотреть в пункте 3 статьи 44 Закона о связи 2003 года, а также в соответствующих Правилах предоставления услуг кабельного телевидения право абонента на приостановление предоставление услуг связи (услуг кабельного телевидения) по его письменному заявлению, а также право оператора связи (кабельного оператора) приостановить предоставление услуг связи абоненту в случаях, не связанных с нарушением абонентом обязательств и требований, установленных законом, но вызванных в связи с проведением оператором связи ремонтных и профилактических работ на оборудовании сети связи.
Необходимо определить в действующем законодательстве РФ основные права и обязательства кабельного оператора и абонента в период приостановления предоставления услуг кабельного телевидения, а также порядок и условия возобновления предоставления услуг согласно предложенной в работе схеме правоотношений сторон в этот период. Объем прав и обязательств кабельного оператора и абонента в этот период зависит от оснований приостановления предоставления услуг кабельного телевидения: заявления абонента или нарушения им договорных обязательств, требований нормативно-правовых актов РФ.
9. Требуется распространить действие нормы, закрепленной в пункте 5 статьи 45 Закона о связи 2003 года, определяющей особенности оказания услуг телефонной связи (условия прекращения договора об оказании услуг связи, сроки заключения договора с новым владельцем телефонизированного помещения, условия переоформления договора об оказании услуг связи) и на правоотношения сторон по предоставлению услуг кабельного телевидения.
10. С целью защиты имущественных интересов кабельного оператора необходимо детализировать норму об одностороннем отказе от исполнения договора заказчиком, предусмотренной в пункте 1 статьи 782 ГК РФ, в Правилах предоставления услуг кабельного телевидения следующим образом: «Абонент вправе отказаться от исполнения договора предоставления услуг кабельного телевидения при условии письменного уведомления об этом кабельного оператора и полной оплаты предоставленных услуг».
Следует внести дополнения в Закон о связи 2003 года, предусмотреть в Правилах предоставления услуг кабельного телевидения, что договор предоставления услуг связи (услуг кабельного телевидения) считается расторгнутым оператором связи (кабельным оператором) в одностороннем порядке с момента получения абонентом письменного уведомления о расторжении договора.
11. Применение нормы, установленной в пункте 3 статьи 401 ГК РФ и предусматривающей наступление ответственности лица, занимающегося предпринимательской деятельностью, при отсутствии его вины, к кабельному оператору в некоторых случаях является необоснованным. В связи с этим необходимо предусмотреть в действующем законодательстве РФ о связи иное, а именно дополнительные основания освобождения от ответственности кабельного оператора перед абонентом. Кабельный оператор не несет ответственности перед абонентом за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, если будет доказано, что это произошло вследствие действий третьих лиц, по вине вещателя, а также в связи с нарушением абонентом договорных обязательств.
В работе также даны и иные предложения по совершенствованию действующего законодательства РФ, регулирующего деятельность по предоставлению услуг кабельного телевидения, и правоприменительной практики.