МАЛАХОВ Сергей Валерьевич

 

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В ГЛОБАЛЬНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

 

Специальность 12.00.03 - гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право.

 

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

 

Москва

 

2001

 

Н а  з а щ и т у в ы н о с я т с я с л е д у ю щ и е п о л о ж е н и я:

 

1. Понятие Интернет определяется как а) информационная компьютерная система, состоящая из совокупности отдельных информационных компьютерных сетей, объединенных на основе единого межсетевого протокола, б) информационное пространство, в) среда обитания субъектов общества, г) совокупность информационных общественных отношений в виртуальной среде.

 

2. Структура Интернет, рассматриваемого как совокупность информационных общественных отношений в виртуальной среде, определяется как взаимосвязь названных информационных общественных отношений и виртуальной среды.

 

3. Согласно юридической природе Интернет является объектом правового воздействия норм различных отраслей права, а большинство формирующихся и развивающихся в Интернет общественных отношений относятся к предмету гражданско-правового регулирования. С гражданско-правовых позиций юридическая природа Интернет не может быть определена в рамках существующих институтов, так как он не является ни субъектом гражданских правоотношений, ни объектом гражданских прав и не может быть полностью отнесен к предмету гражданско-правового регулирования.

 

4. Гражданское правоотношение в Интернет - это существующее в Интернет информационное отношение, относящееся к предмету гражданского права, а следовательно, участники которого юридически равны.

 

5. Специфика гражданских правоотношений в Интернет состоит в наличии нетрадиционной предпосылки (субъектами могут быть только пользователи Интернет, обладающие необходимым доступом в Интернет), виртуальности (существуют только в искусственно созданной и поддерживаемой компьютерами среде при использовании специального программного и технического обеспечения), существовании в неопределенном физическими границами пространстве.

 

6. Сделки могут быть совершены в Интернет в устной форме, а также путем совершения конклюдентных действий. Действующее законодательство предусматривает также возможность совершения в Интернет и тех сделок, для которых предусмотрена простая письменная форма, за исключением сделок, для которых предусмотрена квалифицированная (нотариальная) форма. При этом для совершения сделки в Интернет всегда, независимо от формы ее совершения, необходимо использовать специальные программные и аппаратные средства, что в иных обстоятельствах при совершении сделки обычно не требуется.

 

7. Для реализации возможности совершения сделок в простой письменной форме в Интернет необходимо принятие дополнительных норм, регулирующих использование в виртуальной среде Интернет электронной цифровой подписи.

 

8. Для устойчивости гражданских правоотношений в Интернет, применения электронной цифровой подписи, оборота в Интернет рекламы и иной специально определенной информации необходимо внести изменения в действующее законодательство. В этой связи предлагается:

 

1) установить запрет на анонимный доступ в Интернет;

 

2) дополнить пункт 2 статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации текстом следующего содержания: "Предложение совершить сделку, подписанное аналогом собственноручной подписи, а также ответ другой стороны о принятии этого предложения, подписанный таким же аналогом, признается достижением сторонами соглашения об использовании при совершении данной сделки этого аналога";

 

3) абзац 2 статьи 2 федерального закона "О рекламе" сформировать в следующей редакции: "Реклама - распространяемая любыми средствами и способами и адресованная неограниченному кругу лиц информация об объекте, содержащая предложение делать связанные с этим объектом оферты и вступать в соответствующие правоотношения";

 

4) разработать и внедрить программное обеспечение, позволяющее ограничивать получение информации из Интернет по специально определенным категориям информации (например, "реклама"). С учетом особенностей такого программного обеспечения разработать и принять правовые акты, устанавливающие обязанности лиц всю распространяемую ими в Интернет и специально определенную в указанных актах информацию, распространение которой ограничено во времени или на определенных территориях, помечать специальными знаками, позволяющими броузерам распознавать такую информацию и отделять ее от иной распространяемой в Интернет информации и не выводить на периферийные устройства компьютера.