ЯЛИНА Наталья Витальевна
ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА СОТОВОЙ СВЯЗИ
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Специальность – 08.00.05
Экономика и управление народным хозяйством
(экономика, организация и управление предприятиями,
отраслями, комплексами: сфера услуг)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук
Новосибирск 2009
Научная новизна полученных результатов. Наиболее существенные результаты диссертационного исследования заключаются в следующем:
– дополнена характеристика услуги сотовой связи такими свойствами, как мобильность и комплементарность; в отличие от общепринятой трактовки комплементарные услуги рассматриваются как дополнительная (шестая) сила конкуренции по сравнению с моделью пяти сил М. Портера, позволяющая расширить конкурентный потенциал лидирующих на рынке игроков;
– предложен алгоритм исследования и оценки уровня развития рынка сотовой связи, в котором в отличие от существующих методов для понимания логики отраслевого рынка рекомендовано дополнительно учитывать тенденции развития мирового рынка сотовой связи, влияние процессов глобализации, а для определения региональной идентичности использовать оценку конкурентоспособности региона с дополнением групп индексов, характеризующих его инновационную активность и особенности географического положения;
– предложены методические подходы к развитию партнерских отношений применительно к региональному и национальному рынкам сотовой связи, отличием которых является переход от описательного к методическому уровню последовательного отражения действий заинтересованных сторон и выбор модели поведения, преодолевающей высокую степень неопределенности и изменчивости внешней среды;
– разработана модель развития партнерских отношений участников рынка сотовой связи Забайкальского края, в которой представлены конкретные направления действий и методы их реализации, отличающиеся от существующей практики стратегическими, системными подходами, и инновационным характером поведения ведущих игроков рынка. Модель позволит рассматриваемому рынку приобрести многостороннюю инновационную форму: организационную – посредством сетевого и процессного построения бизнеса: информационную – за счет внедрения новых поколений стандартов и видов услуг; интеллектуальную – как расширяющую рамки пространственного, творческого, профессионального мышления людей и повышающую потенциал отдельных индивидуумов и организаций регионов.