Васильева Надежда Михайловна

Правовое регулирование налогообложения электронной

коммерции

12.00.14 – административное право, финансовое право,

информационное право

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва – 2007

Научная новизна исследования заключается в том, что работа

представляет собой одно из первых юридических исследований, выполненных на диссертационном уровне, в котором комплексно изучены особенности электронной коммерции как правовой категории. В исследовании впервые подробно рассмотрены налоговые правоотношения, возникающие в сфере электронной коммерции, и выявлены факторы, определяющие их основные особенности. Также был проведен комплексный системный анализ зарубежных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере налогообложения электронной коммерции, рассмотрены и проанализированы основные предложения международных организаций по вопросам унификации законодательства в сфере правового регулирования налогообложения электронной коммерции. В работе исследуется механизм действующего правового регулирования отношений в сфере налогообложения электронной коммерции в Российской Федерации и формулируются предложения по устранению пробелов и недостатков в нормативном правовом регулировании налогообложения электронной коммерции в Российской Федерации.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Отношения, возникающие в сфере электронной коммерции, в настоящее время являются предметом регулирования целого ряда отраслей права: гражданского, административного, уголовного, финансового и др. Неэффективность существующих норм при их применении к отношениям в сфере электронной коммерции и наличие пробелов в правовом регулировании отдельных вопросов позволяют говорить об отношениях в сфере электронной коммерции как об особом объекте регулирования. Этот факт позволяет сделать заключение о том, что электронная коммерция представляет собой реально существующее явление правовой действительности, обладающее специфическими признаками и правовой качественной определенностью, и может быть названа правовой категорией.

2. Изучение признаков электронной коммерции, их сопоставление с положениями действующего законодательства, а также российской и зарубежных экономической и юридической доктрин позволяет определить понятие электронной коммерции как правовой категории: электронная коммерция есть совокупность сделок, в которых оферта и акцепт осуществляются посредством компьютерных сетей, включающих Интернет, интранет и экстранет.

3. В рамках современной российской доктрины налогового права электронная коммерция выступает в качестве объекта налогообложения, то есть юридического факта (действия, события или состояния), который обусловливает обязанность субъекта заплатить налог. Ряд технических особенностей, связанных с реализацией этого юридического факта, предопределяет возникновение специфических налоговых отношений, которые в свою очередь требуют особого правового регулирования, учитывающего их свойства.

4. Налоговые правоотношения, возникающие в сфере осуществления электронной коммерции, обладают особенностями, предопределенными субъектами данных правоотношений. Эти особенности заключаются в высокой вероятности наличия в субъектном составе правоотношения так называемого иностранного элемента. На роль субъекта в данном отношении могут одновременно претендовать налоговые органы нескольких государств. Данный факт определяет то, что эти отношения, как правило, являются предметом регулирования международного

налогового права.

5. Изучение опыта зарубежного законодательства в сфере налогообложения электронной коммерции, в частности, Соединенных Штатов Америки (далее – США) и государств-членов Европейского союза (далее – ЕС), является важным этапом для создания в Российской Федерации эффективной нормативно-правовой базы регулирования налоговых отношений в указанной сфере. Представляется, что ряд правовых механизмов, действующих в настоящее время в данных странах, может быть успешно использован при совершенствовании регулирования этих отношений в Российской Федерации. В частности, особое внимание следует уделить правилам налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг, предоставляемых посредством электронных средств связи, действующим в ЕС, и порядку установления места реализации товара, разработанному в США.

6. Обосновывается необходимость участия Российской Федерации в деятельности международных организаций, специализирующихся на вопросах налогообложения электронной коммерции, таких как ОЭСР и ВТО. При проведении законотворческой работы в сфере правового регулирования электронной коммерции предлагается использовать рекомендации данных организаций, в частности, по установлению принципов налогообложения электронной коммерции, внесению изменений в понятие постоянного представительства в целях уплаты иностранными организациями налога на прибыль, а также закреплению в законодательстве порядка квалификации доходов от сделок в целях их налогообложения.

7. Обосновывается эффективность правового регулирования налоговых отношений в сфере электронной коммерции путем внесения поправок в отдельные статьи НК РФ, посвященные регулированию налогообложения традиционной предпринимательской деятельности. Данная конструкция позволяет максимально придерживаться принципа нейтральности налогообложения, создавая для электронной коммерции такие же налоговые условия, как и для традиционной предпринимательской деятельности. Делается вывод о необходимости отказа от существующей в настоящее время практики преодоления пробелов в правовом регулировании налогообложения электронной коммерции путем издания финансовыми и налоговыми органами подзаконных нормативных и индивидуальных актов, расширительно толкующих нормы действующего законодательства.

8. Обосновывается допустимость законодательного закрепления для регулирования налоговых отношений в сфере электронной коммерции термина «информационный продукт», под которым понимается любая информация, на которую существует платежеспособный спрос.

9. Обосновывается необходимость установления режима обложения налогом на добавленную стоимость сделок с информационными продуктами, исключающего дискриминацию данных продуктов в зависимости от формы (материальной или нематериальной), в которой осуществляется их реализация потребителю.

10. Сформулирован вывод о допустимости применения специальных налоговых режимов, в частности, единого налога на вмененный доход, к налогоплательщикам – электронным коммерсантам.