Савинцева Марина Игоревна

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЯПОНИИ:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Специальность 12.00.02.: конституционное право; муниципальное право

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва – 2007

Основные выводы, сформулированные в ходе проведенного исследования, являются положениями, выносимыми на защиту, и свидетельствуют о научной новизне данной диссертационной работы.

1. Прежде всего, культурологические особенности Японии оказывали и продолжают оказывать сильное влияние на правосознание граждан, динамику развития информационного законодательства в целом и 9

конституционно-правовую регламентацию информационных отношений и информационных прав граждан. Важная особенность японской правовой системы – это четко прослеживаемая сильная взаимосвязь между правом и традициями в обществе, нормами морали и этики, являющимися социальными регуляторами общественных отношений. Примером того, что социальные регуляторы способны заменять правовое регулирование общественных отношений, является регламентация деятельности СМИ.

2. В Японии – стране, где в 1960-х гг. был введен в оборот термин «информационное общество» и впервые акцентировалось внимание на понятиях информатизации, информационной индустрии, – нормы инфор-мационного законодательства принимались не сразу. До 1999 г. законодательство Японии было не способно регулировать новые информационные отношения по поводу доступа, получения и распростра-нения информации, не принималось никаких правовых актов, которые своевременно регулировали бы не только сферу деятельности электронных СМИ, но и информационно-телекоммуникационную сферу. С 1999 г. законодательство Японии в информационно-телекоммуникационной сфере стало интенсивно меняться, и сегодня в стране уже есть все предпосылки к созданию комплексной отрасли информационного законодательства. В Японии в настоящее время действует информационное законодательство, в полной мере регулирующее информационно-телекоммуникационную сферу и информационные отношения по таким направлениям, как:

- регулирование основ развития информационного общества в Японии в целом;

- регулирование телерадиовещания;

- правовое регулирование защиты пользователей телекоммуникацион-ных услуг;

- регулирование телекоммуникаций и процесса конвергенции информационно-телекоммуникационных технологий;

- правовое регулирование содержания Интернета;

- регулирование порядка доступа, получения, передачи и защиты информации.

3. В Японии «право на доступ к информации» (право на информацию, или право знать (сиру кэнри)) означает также «право народа знать», т.е. право беспрепятственно получать и требовать информацию от органов исполнительной власти. Право на получение информации, находящейся в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправле-ния, прямо в Конституции Японии 1947 г. не закреплено. Тем не менее Конституция Японии гарантирует право на получение (доступ) информации (даже при наличии всех противоречий) в статье 13, имеющей расширительное толкование и являющейся основой для японской концепции общественного благосостояния.

Включение в Конституцию Японии соответствующей нормы о праве на доступ к информации сможет устранить противоречия и споры относительно определения сути этого права, его толкования и места в системе прав и свобод человека.

4. В Японии конституционно-правовая доктрина определения гаран-тий информационных прав граждан и регламентации информационных отношений состоит из таких источников, как Конституция, международ-ные документы, нормативные правовые акты, судебные прецеденты, трактовки и профессиональные мнения правоведов, а также традиции и социальные регуляторы общества.

К информационным правам граждан относятся такие права, как право на доступ к информации и право на неприкосновенность частной жизни человека, включая право на защиту персональной информации.

Информационные отношения – это отношения по поводу получения, распространения, доступа, обмена и защиты информации с использова-нием информационных технологий, т.е. различные операции с информацией, которые отделяются от иных общественных отношений наличием информации и целью ее использования.

5. В отсутствие специализированного закона Японии, регулирую-щего деятельность СМИ – важнейшего участника информационного обмена в Японии, традиции общества и социальные регуляторы поведения, т.е. определенные нормы морали и этики коллектива, способны заменять собственно правовое регулирование СМИ.

В информационном обмене с участием СМИ система саморегу-лирования СМИ основана на действии социальных регуляторов («гири», «ниндзё» и пр.), а также неформальных, негласных нормах поведения журналистов, формальных правилах регулирования деятельности СМИ, выраженных в этических кодексах организаций СМИ6. Такая система способна заменять собственно правовые методы регулирования деятельности СМИ.

6. В Японии существует система неявной государственной цензуры, которая, с одной стороны, содействует соблюдению норм права и журнали-стской этики, а с другой – ограничивает свободу информации, поскольку правительственный источник информации контролирует содержание предоставляемой им информации журналисту, входящему в пресс-клуб, который играет ключевую роль в информационном обмене в стране. Пресс-клубы являются связующим звеном между официальными источниками информации (правительственными, иных органов власти и местного самоуправления, а также крупнейших коммерческих организаций, являющихся бизнес-лидерами) и средствами массовой

информации, которые предоставляют обществу уже «отфильтрованную» информацию. Подобная форма завуалированной цензуры, несмотря на многие попытки как со стороны японских журналистов и иностранных журналистов, работающих в Японии, так и со стороны гражданского общества, никак не может быть упразднена. Поэтому, по нашему мнению, обеспечение механизма права на доступ к информации и оптимизация

государственного управления посредством «Электронного правительства» могут явиться конструктивной альтернативой в получении гражданами достоверной и объективной информации от органов власти.