ЖЕВНЯК Оксана Викторовна

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ СВЯЗИ

Специальность 12.00.03 – Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Екатеринбург – 2009

Научная новизна работы заключается в комплексном и системном исследовании гражданского нормативно-правового регулирования отношений по оказанию услуг связи. Впервые в цивилистике обосновываются и формулируются теоретические положения о гражданско-правовом институте оказания услуг связи, его структуре и перспективах развития. Применен системный подход к анализу понятия услуги связи как объекта гражданских прав, проведено комплексное исследование вопроса отграничения услуги связи от смежных услуг, проведена развернутая юридически значимая классификация услуг связи как предпосылка выявления структуры правового института и перспектив ее изменения. Новизна отражается в поставленных целях и задачах. На защиту выносятся следующие научные положения, в которых нашла выражение новизна исследования.

                        1. Основные характеристики услуги связи, влияющие на ее правовой режим, − информационная сущность объекта воздействия услуги и ее сетевой характер. Предложено доктринальное определение услуги связи как объекта гражданских прав: «Услуга связи − это действия оператора связи по удовлетворению потребности конкретного лица в передаче адресованного сообщения (информации) через сети связи без изменения его содержания с сохранением тайны связи». От существующих определений предложенное определение отличается тем, что в нем присутствуют такие признаки услуги связи, как информационная сущность объекта воздействия, сетевой характер услуги связи, адресный характер сообщения, учтена потребность, удовлетворяемая при оказании услуги.

                        По изложенным в определении признакам необходимо отграничивать услугу связи как объект гражданских прав от действий по передаче адресованных сообщений по сети связи, осуществляемых специально уполномоченными на это органами государственной власти, курьерских услуг, услуг перевозки груза, транспортно-экспедиционных услуг, информационных услуг, иных услуг, оказываемых операторами связи с использованием сети связи, в том числе услуг по осуществлению почтовых переводов денежных средств, услуг по распространению сигналов программ телевизионного вещания и радиовещания через сети связи, а также действий по предоставлению доступа к сети связи. В работе выявлены и сформулированы соответствующие отграничительные критерии.

2. Предложено систематизировать классификации услуг связи по следующим группам признаков: 1) признакам, имеющим отношение к объекту воздействия услуги связи; 2) признакам, имеющим отношение к субъекту, оказывающему услугу связи (оператору связи); 3) признакам, имеющим отношение к заказчику; 4) признакам, имеющим отношение к адресату сообщения.

Наибольшее значение для дифференциации правового режима услуг связи имеет наличие или отсутствие вещной формы воплощения информации, перемещаемой при оказании услуги. По этому критерию услуги связи делятся на услуги связи по передаче информации, воплощенной в вещную форму (услуги почтовой связи), и услуги связи по передаче информации, не воплощенной в вещную форму (услуги электрической связи).

Предложено ввести в научный оборот новые понятия – «услуга связи одностороннего характера» и «услуга связи двустороннего характера». При оказании услуг связи одностороннего характера сообщение передается адресату, который при этом не находится в договорных отношениях по поводу оказания услуг связи (в качестве заказчика). При оказании услуг связи двустороннего характера адресат сообщения сам находится в договорных отношениях по поводу оказания услуг связи с определенным оператором связи и соответственно выступает заказчиком по «своему» договору. Эта классификация влияет на регулирование вопросов участия третьих лиц в договорных правоотношениях, ответственности и порядка разрешения споров.

3. Нормы права, регулирующие общественные отношения по оказанию услуг связи, образуют правовой институт. По предметно-отраслевому признаку правовой институт оказания услуг связи является гражданско-правовым институтом, содержащим в себе некоторые публично-правовые нормы; по форме закрепления в законодательных актах – институтом, нормы которого изложены в нескольких нормативно-правовых актах; по функциональной роли в правовом регулировании общественных отношений – в целом регулятивным институтом, содержащим ряд правоохранительных норм; по структуре – сложным правовым институтом. Он содержит общие положения и субинституты оказания услуг почтовой связи и оказания услуг электросвязи.

4. На основе выявленных тенденций развития норм права об оказании услуг связи, а также общественных отношений, регулируемых этими нормами, обоснованы следующие основные направления развития гражданско-правового института оказания услуг связи: 1) унификация правовых режимов оказания отдельных видов услуг связи (услуг телефонной связи, услуг подвижной радиосвязи, услуг передачи данных и других); 2) обогащение общих положений правового института; 3) формирование новых субинститутов (например, оказания услуг связи общего пользования, оказания услуг связи, основанных на длящихся отношениях оператора и заказчика); 4) кодификация норм правового института и другие направления.

5. Специфика общественных отношений, опосредуемых договором об оказании услуг связи, и юридических элементов договора дает основание полагать, что оформился тип договора об оказании услуг связи. Предложено следующее определение договора: «Договор об оказании услуг связи – такой договор, по которому одна сторона (оператор связи) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) передать вверенное ему сообщение определенному адресату или осуществить обмен такими сообщениями через сеть связи без изменения их содержания и с сохранением тайны связи, а заказчик обязуется оплатить оказанную ему услугу связи, если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон».

6. Предмет договора об оказании услуг связи составляют действия оператора связи по пространственному перемещению по определенному адресу информационного сообщения по сети связи, а также воздержание от совершения действий по изменению содержания сообщения и разглашению тайны связи и действия заказчика по оплате оказанных услуг, если иное не предусмотрено законом или договором.

Оператор связи наделен пассивными обязанностями по договору: не изменять содержание информации и не разглашать тайну связи, из чего следует вывод о возможности существования услуг, в содержание которых входит бездействие исполнителя. Бездействие не может быть самостоятельным содержанием услуги, а только лишь сопутствующим определенным активным обязанностям исполнителя.

7. В общих нормах гражданско-правового института оказания услуг связи необходимо четко определить содержание терминов, используемых для обозначения участников отношений. Стороны договора – «оператор связи» и «заказчик»; субъект, которому адресовано сообщение, – «адресат»; объединяющий «заказчика» и «адресата» термин – «пользователь услугой связи» (используется в целях наделения их некоторыми одинаковыми правами и обязанностями).

8. Одним из индивидуализирующих признаков договора об оказании услуг связи является участие третьих лиц в соответствующих правоотношениях. Одним из них является адресат сообщения. Сетевой характер услуги связи предполагает во многих случаях участие третьего лица в исполнении обязательства оператором связи, что не учтено в нормах главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.

9. Договор об оказании услуг связи, заказчиком по которому выступает гражданин, признан публичным договором. Сделан вывод о том, что нет необходимости распространения режима публичного договора на все договоры об оказании услуг связи, независимо от субъектного состава. Более того, правила о публичном договоре не должны применяться к отношениям по оказанию услуг связи с участием гражданина, если для оказания услуг используется выделенная сеть связи или сеть связи специального назначения.

10. Предложено построение системы обязательств, функционально связанных с обязательством по оказанию услуг связи: 1) обязательства по оказанию услуг связи между оператором связи и заказчиком (основное обязательство); 2) иные обязательства между оператором связи и заказчиком, которые делятся на две группы: направленные на исполнение основного обязательства и дополняющие его; 3) обязательства между оператором связи и иными лицами, направленные на исполнение основного обязательства; 4) обязательства между заказчиком и адресатом, на исполнение или возникновение которых направлено основное обязательство.