Антонова Е.Е.*

 

Значение реестровой информации в условиях административной реформы

 

Стремительно развивающиеся во всем мире, а также России  компьютерная техника, информационные и телекоммуникационные технологии предъявляют новые требования к управлению государством и обществом, являются своеобразным «катализатором» административной реформы, необходимость  в полной реализации которой особенно остро ощущается сегодня в условиях  глобального финансового и  экономического кризиса.

И именно динамика развития информационных технологий обусловила  создание «…новой формы организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающей за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов…»,[i] иначе говоря – создание электронного правительства. «Формирование электронного правительства требует проведения скоординированных организационно-технологических мероприятий и согласованных действий органов государственной власти в рамках единой государственной политики.»[ii]

Гигантские объемы информации, отражающие управленческие процессы, нуждаются в учете, систематизации, оперативной сортировке и извлечении в целях повышения эффективности управленческих функций, а равно защите прав физических и юридических лиц. Именно совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий названо  одной из целей формирования и развития информационного общества в Российской Федерации[iii].

Как отмечает Иллария Лаврентьевна Бачило «проблема в том, что информация и информационные технологии включены уже в большей или меньшей степени в технологии производственные, научные, политические, экономические, социокультурные и социальные»[iv]. И вопросы регулирования общественных отношений, возникающих по поводу создания, хранения, пользования информацией (особенно ее большими объемами), использования информационных  технологий, должны быть решены,  в том числе и на уровне российского законодательства, которое, к сожалению, не только не опережает, а даже отстает от дня сегодняшнего.

Ясно, что для того, чтобы управлять, чтобы оказывать государственные услуги надлежащего качества, представлять перспективы дальнейшего развития, нужно знать,  чем управлять, т.е. что есть в наличии. А для этого необходимо провести всеобъемлющий учет, осуществить перевод документированной  информации в электронный вид, обеспечить вопросы ее защиты и хранения, а также оперативного предоставления. 

В этих целях создается большое количество различных перечней, списков, реестров, регистров, кадастров и прочих классификаторов, включение в них информационно важных для управления смыслов, имеющих разные юридические последствия. В настоящее время критерии различения такого рода информации и классификации последней, а также придание ей совершенно конкретного правового статуса действующим российским законодательством не закреплены. Не решены эти вопросы и правовой наукой. 

Например, сравним понятия, используемые в Федеральных законах "О лицензировании отдельных видов деятельности"  от 08.08.2001 № 28-ФЗ (ред. от 22.07.2008) (далее по тексту «Закон о лицензировании») и "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 № 122-ФЗ (ред. от 22.07.2008) (далее по тексту «Закон о регистрации»).

           

В соответствии со статьей 2 Закона о лицензировании «…реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий…»[v].

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о регистрации «… государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права…», а в пункте 3 названного закона отмечается, что «…датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав…»[vi].

Таким образом, в первом случае внесение информации в реестр – лишь систематизированный учет, в другом случае – юридический факт.

Часть реестров создана и ведется на основании законов. Но некоторые ведутся на основе исключительно подзаконных актов. Примером может служить постановление Правительства РФ от 28.10.2003 № 648 (ред. от 07.10.2004) "Об утверждении положения об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о ведении реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть"[vii].

Кроме того, реестры ведутся различными специализированными службами. Но «…сопровождение реестра отдельно взятым ведомством позволяет учитывать нюансы, но не всегда дает возможность преодолеть ведомственные интересы и недочеты, устранить дублирование сведений, обеспечить оперативное взаимодействие регистрирующих органов…»[viii]. «Сложившаяся ситуация не позволяет обеспечить новый уровень качества государственного управления и оказания услуг организациям и гражданам на основе информационно-коммуникационных технологий и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средств на создание и развитие государственных информационных систем… Предоставление услуг, предусматривающих межведомственное взаимодействие или обращение граждан в несколько ведомств, связано с большой потерей времени и длительными задержками из-за отсутствия взаимодействия между соответствующими ведомственными информационными системами…»[ix].

Много вопросов возникает и на стадии предоставления сведений  из реестров (кадастров), что влечет возникновение споров, разрешаемых судами. Так, зачастую «заинтересованность» лица в предоставлении названной выше информации устанавливается органом, в чьем ведении находится реестр весьма произвольно. Примером может служить решение арбитражного суда Свердловской области от 27.03.2008 по делу N А60-3285/2008-С5, которым   заявление о признании незаконными действий регистрирующего органа, выразившихся в отказе предоставить сведения о месте регистрации (жительства) индивидуальных предпринимателей по запросу юридического лица, удовлетворено, поскольку ограничений в выдаче информации о месте регистрации индивидуального предпринимателя Правила ведения ЕГРИП и предоставления содержащихся в нем сведений не содержат.

Одним словом, необходимы научные, в т.ч. на теоретическом уровне разработанные обобщения и понимания проблем формирования и использования информации классификационного характера, обобщенной в понятии «реестровая информация». И именно поэтому сегодня назрела острая необходимость четкой проработки и соотнесения таких базовых понятий и правовых конструкций как «реестровая информация», «база данных», «информационная система», «информационный ресурс».



*Соискатель кафедры информационного права и естественно-научных дисциплин УрГЮА.

[i] Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 632-р (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 219) // КонсультантПлюс, 2009.

[ii] Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 632-р (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 219) // КонсультантПлюс, 2009.

[iii] "Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации" (утв. Президентом РФ 07.02.2008 № пр-212) // КонсультантПлюс, 2008.

[iv]  Бачило И.А. Гражданское общество в зеркале информационной среды. Материалы теоретического семинара по информационному праву 2007 г. М., 2008. С. 6.

[v] Федеральный закон от 08.08.2001 № 28-ФЗ (ред. от 22.07.2008) "О лицензировании отдельных видов деятельности"// КонсультантПлюс, 2008.

[vi] Федеральный закон от от 21.07.1997 № 122-ФЗ (ред. от 22.07.2008) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"// КонсультантПлюс, 2008.

[vii] Постановление Правительства РФ от 28.10.2003 № 648 (ред. от 07.10.2004) "Об утверждении положения об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о ведении реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть"// КонсультантПлюс, 2008.

[viii] Информационное право: актуальные проблемы теории и практики: колл. Монография / по общ. Ред. И.Л.Бачило. – М: Издательство Юрайт, 2009. С. 274.

[ix] Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 632-р (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 219) // КонсультантПлюс, 2009.